?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



 БОРЦЫ ЗА АНТИАВТОРИАТАРНЫЙ СОЦИАЛИЗМ





Мария Спиридонова





Партия левых эсеров выросла из леворадикальных антивоенных течений внутри ПСР (партии эсеров), сформировавшихся после 1914 г. Во время Первой мировой (империалистической) войны, многие эсеры заняли оборонческие позиции. Они выступили в поддержку царской империи. Как и аналогичные оборонческие патриотические течения во время второй империалистической, они мотивировали необходимость защиты Российской империи тем, что со стороны Германии грозит "бОльшее зло", или тем, что царская Россия выступает в коалциии с демократиями Запада в борьбе против авторитарных империй (Германии и Австро-Венгрии).

Антивоенные левые течения эсеров, напротив, призывали солдат всех воюющих армий отказаться выполнять приказы своих офицеров и направить оружие против офицеров и своих правительств, тем самым превратив войну в революцию. Наиболее выдающимися лидерами левого течения были Мария Спиридонова, Исаак Штейнберг, Прош Прошьян, Борис Камков.



После свержения самодержавия в феврале-марте 1917 г левое крыло партии эсеров, выступило с антивоенными лозунгами. На III съезде партии эсеров (май — июнь 1917) левые эсеры образовали так называемую «левую оппозицию», заявив о своих политических разногласиях с ЦК партии. Левые эсеры потребовали:

  • осудить войну как империалистическую и немедленно выйти из неё;
  • прекратить сотрудничество партии эсеров с Временным правительством, поскольку в нем присутствуют стороники войны и защитники частной собственности и наемного труда;
  • немедленно решить земельный вопрос в соответствии с программой партии, безвозмездно передав земли помещиков и государства сельским общинам.


Левые эсеры поддержали октябрьскую революцию и передачу власти советам, в отличие от ПСР. Они образовали самостоятельную, отдельную от эсеров организацию - Партию Левых Социалистов-Революционеров (интернационалистов). Однако первый съезд ПЛСР состоялся только в ноябре 1917 г.





Исаак Штейнберг


Партия вошла в различные органы советской власти, участвовала в работе местных советов, съездов советов, Совнаркома, ВЦИК и других учреждений. Однако, вскоре выявились острые разногласия с большевиками.

Левые эсеры не были сторонниками огосударствления промышленности, за которое ратовали большевики. Они критиковали Ленина за его попытки навязать предприятиям диктатуру чиновников, назначенных центральным правительством или подчиненными центру ведомствами. Вместо этого предполагалось расширять рабочее самоуправление на фабриках, с последующей передачей выбранным рабочими фабричным комитетам всех функций контроля над промышленностью.

Левые эсеры были противниками государственного вмешательства в дела местных советов и сельских общин. Они считали, что большевистское правительство подменяет социализацию земли (ее передачу в пользование самоуправляемым общинам) национализацией (т.е. передачей в управление государственным назначенцам).

Левые эсеры отвергали продразверстку, введенную центральным правительством - Совнаркомом весной 1918 г. Централизованный государственный контроль над товарными и, в том числе, продовольственными, потоками, насильственные изъятия продовольствия у сельских общин, вели, по мнению ПЛСР, к государственной монополии в экономике, к ограблению трудового общинного крестьянства (составлявшего абсолютное большинство населения страны). Вместо разверстки предлагался добровольный обмен произведенной продукцией между сельскими и городскими органами самоуправления. Такие системы обмена стихийно формировались по всей стране и левые эсеры  расчитывали на их упорядочивание через местные советы.

Левые эсеры твердо отстаивали федерализм (добровольный союз местных самоуправляемых трудовых советов) свободное развитие местных этнических культур и языков в рамках широчайшей автономии на местах (в политике, экономике, военных вопросах и вопросах социальной культуры)  в противовес централизму большевиков, строго подчинявших местные власти диктатуре Кремля.

Наконец, важным пунктом разногласий с большевиками стал Брестский мирный договор с германской империей. Левые эсеры указывали, что согласие Ленина с передачей германской империи колоссальных территорий, охваченных революцией (Финляндии, Украины и др), а так же тяжелые экономические обязательства перед немцами ведут к разрушению русской революции, к превращению республики советов в колонию или полуколонию капиталистической Германии. 

Капитуляции большевиков  перед немцами левые эсеры пртивопоставляли революционное народное восстание, партизанскую войну против оккупантов. Они утверждали, что для них, как для интернационалистов, нет никакой разницы между германским и русским империализмом, и что они будут вести борьбу с германским империализмом теми же методами, что вели ее против русских помещиков и капиталистов.

6 июля 1918 г. по постановлению ЦК ПЛСР левоэсеровские боевики Блюмкин и Андреев убили в Москве немецкого посла Мирбаха. Предполагалось путем террористических актов против виднейших представителей германского империализма сорвать брестский мирный договор. За этим терактом последовали столкновения между большевиками и левыми эсерами, закончившиеся разгромом последних (в СССРовской историографии данные события получили название "левоэсеровский мятеж 6 июля").

К июлю 1918 г ПЛСР набрала огромную численность (до 200 тысяч членов) и продолжала стремительно расти. Укреплению ее влияния на местах способствовало разочарование крестьян и рабочих в политике большевиков, массовая безработица среди рабочих, голод в городе и деревне, а так же тот факт, что левые эсеры оставались почти единственной легальной оппозицией большевикам на советской территории. Кроме того, партия пользовалась особым влиянием среди русских религиозных сектантов. В итоге крестьяне стали вступать в ПЛСР целыми деревнями. Но, запланировав теракт против Мирбаха, ЦК партии не поставило в известность о нем местные организации и те оказались совершенно не готовы к последующим атакам со стороны большевиков. Это обстоятельство предопределило поражение левых  эсеров.




Борис Камков


Первоначально, от момента своего создания (ноябрь 1917 г) и до разрыва с большевиками весной-летом 1918 г. партия включала в себя множество "государственно-мыслящих людей". Позднее эти авторитарии вышли из организаций левых эсеров; многие примкнули к большевикам.

После 6 июля изменилась и внутренняя структура организации. Если до лета 1918 г ПЛСР представляла собой централизованную систему, то затем она, фактически, превратилась в конфедерацию региональных групп и различных идейных фракций, в союз надпольных и подпольных организаций, зачастую действующих совершенно автономно друг от друга. В этих условиях внутри левоэсеровских организаций стали решительно преобладать идеи трудового самоуправления.

На четвертом съезде партии (сентябрь-октябрь 1918 г) была принята новая партийная доктрина - синдикально-кооперативная федерация. Согласно этой программе, производство предлагалось передать синдикатам - ассоциации самоуправляемых трудовых коллективов. Потребление следовало организовать через сеть потребительской кооперации (самоуправляемых ассоциаций потребителей). Кооперативам и синдикатам следовало затем договариваться о совместном планировании хозяйственной жизни. Фактически, это была либертарно-социалистическая программа, близкая к анархизму.

Окончательно определилась враждебность левых эсеров по отношению к большевикам и разногласия с последними. Левые эсеры определяли себя как жестких сторонников власти советов, тогда как большевики оставили от советов одну только ширму, заменили советскую  власть своей партийной диктатурой. Лидер ПЛСР Мария Спиридонова писала в своем письме в ЦК партии большевиков в 1918 г.:

"Своим циничным отношением к власти советов, своими белогвардейскими разгонами съездов и советов и безнаказанным произволом назначенцев-большевиков вы поставили себя в лагерь мятежников против советской власти, единственных по силе в России. Власть советов -это при всей своей хаотичности большая и лучшая выборность, чем вся Учредилка, Думы и Земства. Власть советов - аппарат самоуправления трудящихся масс, чутко отражающий их волю, настроения и нужды. И когда каждая фабрика, каждый завод и село имели право через перевыборы своего советского делегата влиять на работу государственного аппарата и защищать себя в общем и частном смысле, то это действительно было самоуправлением. Всякий произвол и насилие, всякие грехи, естественные при первых попытках массы управлять и управляться, легко излечимы, так как принцип неограниченной никаким временем выборности и власти населения над своим избранником даст возможность исправить своего делегата радикально, заменив его честнейшим и лучшим, известным по всему селу и заводу. И когда трудовой народ колотит советского своего делегата за обман и воровство, так этому делегату и надо, хотя бы он был и большевик, и то, что в защиту таких негодяев вы посылаете на деревню артиллерию, руководясь буржуазным понятием об авторитете власти, доказывает, что вы или не понимаете принципа власти трудящихся, или не признаете его. И когда мужик разгоняет или убивает насильников-назначенцев - это-то и есть красный террор, народная самозащита от нарушения их прав, от гнета и насилия. И если масса данного села или фабрики посылает правого социалиста, пусть посылает это ее право, а наша беда, что мы не сумели заслужить ее доверия. Для того, чтобы советская власть была барометрична, чутка и спаяна с народом, нужна беспредельная свобода выборов, игра стихий народных, и тогда-то и родится творчество, новая жизнь, новое устроение и борьба. И только тогда массы будут чувствовать, что все происходящее - их дело, а не чужое. Что она сама [масса] творец своей судьбы, а не кто-то ее опекает и благотворит, и адвокатит за нее, как в Учредилке и других парламентарных учреждениях, и только тогда она будет способна к безграничному подвигу. Поэтому мы боролись с вами, когда вы выгоняли правых социалистов из советов и ЦИК. Советы не только боевая политико-экономическая организация трудящихся, она и определенная платформа. Платформа уничтожения всех основ буржуазно-крепостнического строя, и если бы правые делегаты пытались его сохранить или защищать в советах, сама природа данной организации сломила бы их, или народ выбросил бы их сам, а не ваши чрезвычайки, как предателей его интересов. Программа октябрьской революции, как она схематически наметилась в сознании трудящихся, жива в их душах до сих пор, и масса не изменяет себе, а ей изменяют. Неуважение к избранию трудящимися своих делегатов и советских работников, обнаруживаемое грубейшим пулеметным произволом, который был и до июльской реакции, когда вы уже часто репетировали разгоны съездов советов, видя наше усиление, - даст богатые плоды правым партиям. Вы настолько приучили народ к бесправию, создали такие навыки безропотного подчинения всяким налетам, что авксентьевская американская красновская диктатура могут пройти, как по маслу. Вместо свободного, переливающегося, как свет, как воздух, творчества народного, через смену, борьбу в советах и на съездах, у вас - назначенцы, пристава и жандармы из коммунистической партии".


Методы работы ПЛСР так же претерпели некоторые изменения. Все члены этой организации обязаны были вести работу в тех или иных общественных организациях - кооперативах, профсоюзах и т.д. При этом организация выступала за развитие рабочего, крестьянского и кооперативного движения, независимого от большевистского государства. Так, представлялось желательным заменить действующие профсоюзы автономными фабричными рабочими комитетами (фабзавкомами). На базе федерации этих новых фабзавкомов предполагалось затем создать новые рабочие союзы (синдикаты), которые возьмут в свое управление промышленное производство.

Левые эсеры приняли активное участие в рабочих и крестьянских выступлениях против большевиков и белогвардейцев по всей стране. Особенно велика их роль в крупных забастовках (экономических и политических) против большевиков весной 1919 г, а так же в антоновском и махновском восстаниях. Кронштадтское восстание 1921 г находилось под некоторым идейным влиянием левых эсеров 

Наряду с рабочими и сельскими массами трудового населения, левые эсеры пытались собрать воедино представителей левой небольшевистской интеллигенции. Важным шагом на пути создания интеллектуальной левой оппозиции большевикам стала ВФА (Вольная Философская Ассоциация, или Вольфила). Только в Питере Вольфила объединила сотни людей; у нее были отделения в ряде городов страны. Среди тех, кто в разное время был близок к левым эсерам известные поэты - Блок, Есенин, Клюев... 

ПЛСР не отказалась от идеи партийной организации. Левые эсеры подчеркивали важность идейно-революционной дисциплинированной политической организации, способной оказывать влияние на массы.  Но партия, с точки зрения левых эсеров, призвана не управлять трудящимися через советы, а лишь выступать в роли идейного и практического инициатора борьба за социализм, за самоуправляемую бесклассовую федеративную республику советов. Советы же должны управляться самими трудовыми массами, дающими наказы своим выборным делегатам.
 
После поражения антибольшевистских народных движений в 1921 г и угасания революции, деятельность ПЛСР пошла на спад. Тем не менее, отдельные группы и индивиды, имевшие отношение к левым эсерам, вели оппозиционную работу до середины 20х гг.


Прим.

Интересующимся темой левых эсеров советую прочесть эти материалы:

1. Антиавторитарная Доктрина Левых Эсеров и Идеи Исаака Штейнберга  
http://shraibman.livejournal.com/564672.html

2.  О самоуправляющемся предприятии Муравейник, созданном левыми эсерами в 20 е гг. Статья историка, специалиста по левым эсерам, Ярослава Леонтьева:  http://anarhobarnaul.org/artel/

3. Актуальность революционно-народнической традиции. Марлен Инсаров. http://shraibman.livejournal.com/273280.html

4. Дневник "советской Анны Франк".  Дневник дочери видного левого эсера С.Рыбина Нины Луговской 1932-1937 гг. http://shraibman.livejournal.com/797866.html



Comments

( 9 comments — Leave a comment )
yuridmitrievich
Apr. 7th, 2012 02:13 pm (UTC)
Левые эсеры превратились фактически в анархистов.
shraibman
Apr. 7th, 2012 04:44 pm (UTC)
Так можно сказать. Однако, следует рассматривать плср как автономное либертарно-социалистическое течение, с собственной историей. Подобно германо-голландским левым коммунистам, сторонникам чистой непартийной советской власти, левому крылу польской Солидарности и венгерских рабочих советов, или некоторым современным партизанам-наксалитам в Индии, они не опирались на собственно анархистскую традицию, а пришли к идеям, близким к анархистскому социализму самостоятельно. Это одно из проявлений "анархизма без анархизма". См. http://shraibman.livejournal.com/793260.html
paul_forehead
Mar. 8th, 2013 01:47 pm (UTC)
При этом, если не ошибаюсь, левые эсеры вместе с большевиками участвовали в разгроме московских анархистов.
shraibman
Mar. 8th, 2013 01:51 pm (UTC)
Не совсем так. В ПЛСР были в то время, как пробольшевисткие, так и антибольшевистские и колеблющиеся группы. Часть хотела дружить с анархистами и масималистами, часть склонялась к большевизму. Треть ВЧК составляли левые эсеры (но это не значит, что все они были большими друзьями большевиков). Полноценное либертарное самоопределение ПЛСР произошло только после 6 июля. А так да, часть левых эсеров на уровне ВЧК участвовала в разгроме московских анархистов. Более того, левые эсеры вместе с большевиками разогнали, например, рабочий совет в Тамбове, после того, как рабочие избрали туда меньшевиков и правых эсеров.
freethinkerry
Apr. 7th, 2012 10:36 pm (UTC)
очепятка: "атвономии на местах."

shraibman
Apr. 7th, 2012 11:15 pm (UTC)
Спасибо!
livejournal
Jul. 6th, 2012 09:09 am (UTC)
Левые Эсеры
Пользователь dias755 сослался на вашу запись в «Левые Эсеры » в контексте: [...] 2. История ПЛСР:  http://shraibman.livejournal.com/798424.html [...]
xpadlax
Jul. 9th, 2012 10:39 am (UTC)
>>запланировав теракт против Мирбаха, ЦК партии не поставило в известность о нем местные организации и те оказались совершенно не готовы к последующим атакам со стороны большевиков.
ещё один камень в огород централизации.
на счёт функции партии не совсем понял, левые эсеры не видели возможности выродиться партии в нечто, схожее с большевистской формацией?
shraibman
Jul. 9th, 2012 10:47 am (UTC)
Видели, но не понимали связи между этим вырождением и централизацией.
Между тем, партия окончательно приходит к либертарно-социалистическим идеям только после 6 июля, когда они, собственно, были уже не централизованной партией, а конфедерацией различных региональных групп и идейных течений.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

shraibman
shraibman

Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com