?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


РЕЦЕНЗИЯ





У Гаспара Арнери появилась любопытная  статья, посвященная Венгерской Революции 1956 г.  http://haspar-arnery.livejournal.com/210682.html

Автор (троцкист, симпатизирующий СССР) в целом, негативно относится к восстанию. К сожалению, это не могло не сказаться на материале. Центральный тезис статьи заключается в том, что в Венгрии в октябре 1956 г произошло стихийное фашистское восстание, направленное против правившего страной проСССРовского режима, которое было подавлено советскими войсками. Именно это подавление, по мнению автора, открыло  дорогу второй мощной волне движения - организованным рабочим советам, которые добивались самоуправления на фабриках и возвращения смещенного советскими войсками независимого от СССР правительства Имре Надя. 

Но, доказательства этого тезиса у автора отсутствуют. Согласно опубликованным источникам, рабочие советы начали формироваться в первые же дни восстания и свободно собирались до его подавления, причем это движение почти сразу же охватило крупнейшие заводы Будапешта, на которых советы почти повсеместно действовали уже 25 ноября (спустя два дня после начала восстания). Мы не имеем никаких свидетельств того, что повстанцы как-либо препятствовали деятельности рабочих советов  http://shraibman.livejournal.com/195795.html  Между тем, всеобщее совещание рабочих советов 21 ноября (после подавления вооруженного восстания) было сорвано массовыми арестами.
Вскоре советы были разгромлены силами оккупационной армии СССР в ответ на протесты и забастовки. http://nelegal2004.narod.ru/soc02_budapesht.htm Так что, факт остается фактом: именно восстание создало возможности для функционирования советов, а задавлены они были оккупационной армией СССР. 

Наконец, согласно подробным отчетам о восстании его очевидца, Уилла Ломакса, большинство повстанцев выступало с социалистическими лозунгами и идеями, а не с требованием реставрации капитализма. С этим, отчасти согласен и автор  статьи:  "В венгерских событиях присутствовал еще один фактор, который сегодня многих вводит в заблуждение. Это фактор возможных реституций. В отличие от восточноевропейцев 1980-хх годов венгры 1956 года еще не забыли все прелести капитализма в городе, и феодализма на селе. Крестьяне настолько опасались возвращения помещиков, что несмотря на все издержки венгерской коллективизации предпочли тихо саботировать «народную революцию», соблюдая нейтралитет. Венгерские рабочие 1956 года, в отличие от своих детей не верили в «доброго хозяина» и предпочитали рабочее самоуправление." Впрочем, в отношении крестьян, Гаспр ошибается. Часть крестьян приняла участие в революции. "Парламент рабочих советов, собравшийся...  для решения стихийно возникших вопросов, включал в себя 24 крупнопромышленных и 5 областных крестьянских союзов, а также несколько советов, созданных интеллигенцией" - отмечает исследователь венгерской революции Тамаш Крауш http://scepsis.ru/library/id_931.html


  Гаспар Арнери в качестве подверждения своего тезиса о враждебности повстанческого движения социализму приводит лозунги некоторых демонстрантов и студентов в поддержку кардинала Миндсенти (вожака венгерских правых) или против рабочих советов.  Такие события могли иметь место,  но отсюда никак не вытекает тезис о враждебности большинства повстанцев социализму и советам. Так же не особо впечатляют рассуждения автора по поводу нескольких сотен убитых повстанцами венгерских эксплутаторов-чиновников и гебешников (споры об их числе колеблются, обычно, вокруг цифры  200-300 человек, иногда это число увеличивают или уменьшают достаточно произвольно, причем надо иметь в виду, что в стране шла гражданская война, и многие люди, сопротивлявшиеся революции с оружием в руках, были убиты в боях). Никто не обещал, что революция будет бескровной, а эксплуататоры, терроризировавшие пролетариат в сталинские времена, получили по заслугам  (лидеры КПСС упрекали режим Ракоши за массовые репрессии в стране: только за 9 месяцев 1952 г. в Венгрии ленинистами было осуждено 540 тысяч человек.  См. Р.Пихоя. "Медленно тающий лед" http://history.machaon.ru/all/number_07/analiti4/ice/index.html). Странно выглядит сочувствие к эксплуататорам, чиновникам и карателям, уничтоженным восставшим народом, у того самого автора, который ни слезы не прольет по поводу казни королей или их прислужников в других революционных ситуациях, и которому ничуть не жаль казненных русскими революционерами царских жандармов.


С другой стороны, невозможно игнорировать приведенные автором свидетельства о националистических и правых настроениях, имевших широкое распространение в Венгрии во время восстания 1956 г. Причин у этого явления было несколько. Здесь и последствия влияния ультра-правых на венгерскую инеллигенцию и рабочий класс в довоенный период, и реваншистские настроения в стране, потерпевшей поражение в мировой войне, и советская оккупация, пробудившая у венгров сильные националистические (национально-освободительные) чувства, и большое число евреев в органах управления марионеточного просоветского режима Ракоши. Последнее обстоятельство привело к всплеску антисемитизма, как это часто случается в истории, когда народные низы и конкурирующие политические группы приписывают всем представителям какого-нибудь этнического  меньшинства  негативные черты и отождествляют его (в целом) с ненавистной властью.


"В 25 октября 1956 года в местечке Tápiószentgyörgy были вырезаны пациенты еврейского дома престарелых. Три еврея были убиты Мишкольцах ( Miskolc). Так же три еврея были зарезаны в местечке Таркал Tarcal. 25 октября в Mezökövesd и в Mezönyárad многие евреи были избиты, в Hajdunánás события приняли форму еврейского погрома, когда толпа пытала и грабила евреев. По свидетельству еврейских беженцев в Канаде евреи спасались от погромщиков по крышам домов. В Дебрецене Debrecen резня еврейского населения шла по заранее заготовленным (!) спискам. В деревне Tárpa демонстранты требовали повесить трех евреев живших в их общине, но в итоге ограничились «только» их избиением. В городе Mátészalka антисемитские демонстрации повстанцев сопровождались обвинением евреев в том, что они пьют кровь христианских младенцев. Евреи были вынуждены спасаться от линчивателей бегством. После подавления революции или мятежа, пресс-служба правительства Кадара заявила о погромах в деревнях Vámospercs-Nyíradony, Hajdunánás, Balkány, Marikocs and Nyirbátor. Даже в тех местах, где нападений на евреев не была, все время восстания они жили в страхе и ежеминутном ожидание начала резни". 

Гаспар ссылается на различные источники, среди которых историк крайне правых взглядов взглядов, Дэвид Ирвинг. Может быть, Ирвинг необъективен и выдает желаемое за действительное? Но вот свидетельство социолога. "Американский социолог Джей Шульман, занимавшийся опросами венгров, сбежавших за океан после 1956 года, пришел к выводу, что «в глазах 100% опрашиваемых все коммунистические лидеры были евреями». «Все важные посты занимают евреи» - говорила молодая и набожная венгерка Эрика, которую опрашивал Шульман. Другой эмигрант, инженер по профессии, твердил, что «Все лидеры кооперативов это Коэны и Шварцы». «В их глазах был погром», подводил итог американский ученный".  И у нас нет причин, для того, чтобы усомниться в этих отвратительных свидетельствах национализма.

Аналогии с иранской революцией 1979-1980 гг, которые приводит далее автор, могут быть верны. И там тоже имели место национальный и религиозный фанатизм, а наряду с ними сильное движение рабочего самоуправления и социалистические тенденции. Венгерская революция не была чистым ратекоммунистическим движением за социализм и рабочие советы, как не была она и националистическим восстанием. В ней причудливо переплетались элементы и того, и другого. Примитивные объяснения не исчерпывают сути событий, пропагандистские глянцевые картинки не убедительны. .

Как и русская революция 1917-1921 гг, как и иранская революция 1979-1980 гг, венгерское восстание 1956 г. несло в себе семена различных движений, зародыши разнообразных сил, которые, в случае успеха и развития революции, неизбежно вступили бы в конфронтацию, как это случилось в России и в Иране.

...Сознание народных низов редко бывает свободно от национализма, ксенофобии и прочего негатива. Именно эти идеи препятствуют созданию антиавторитарного социалистического общества, основанного на самоуправлении и многообразии культур. В каждом или почти в каждом массовом народном протесте, будь то захват рабочими завода в Ясногорске, движение жильцов в российских городах, химкинская акция, встречаем как проявления солидарности социальных низов, так и семена национальных конфликтов (к примеру, некоторые участники движения жильцов были настроены ксенофобски и обвиняли во всех бедах не только строительные компании, но и рабочих-мигрантов, нанятых на стройки). Работать с подобными движениями, не закрывая глаза на их негативные черты и борясь с этими негативными чертами - важная и, может быть, главная задача социально-революционного анархизма. 


Comments

( 32 comments — Leave a comment )
9997999
Oct. 27th, 2010 09:28 pm (UTC)
[совершенно спокойно]
Неужели Вы из тех, кто считает панацеей - "самоуправление на фабриках"?
Все остальное в тексте - не политика с экономикой, а политология.

Все равно, - спасибо, - за рецензию, теперь материал не придется просматривать. Вообще, не знаю, зачем я читаю Гаспара. Наверное, за аву. )))
shraibman
Oct. 27th, 2010 10:19 pm (UTC)
Неужели Вы из тех, кто считает панацеей - "самоуправление на фабриках"?

Комментарий
Панацеей - конечно нет. Способом добиться качественного улушчения жизни (в сочетании с другими мероприятиями) - да.

Все остальное в тексте - не политика с экономикой, а политология.

Комментарий
Увы, не понял, что Вы хотите этим сказать.


Вообще, не знаю, зачем я читаю Гаспара. Наверное, за аву. )))

Комментарий
Ну не знаю, мне нравятся некоторые его материалы.
9997999
Oct. 28th, 2010 07:41 pm (UTC)
"Способом добиться качественного улушчения жизни (в сочетании с другими мероприятиями) - да".

Комментарий. Жаль.
gipsylilya
Oct. 27th, 2010 09:32 pm (UTC)
оффтопик
видел мою повесть с альтернативной историей Австро-Венгрии в наши дни7
shraibman
Oct. 27th, 2010 10:20 pm (UTC)
Re: оффтопик
Нет. Обожаю такое!
Кинь ссылку.
shraibman
Oct. 30th, 2010 06:01 pm (UTC)
Re: оффтопик
Спасибо, почитаю.
fishbi4
Oct. 28th, 2010 05:12 am (UTC)
а что такое "троцкисты"?
shraibman
Oct. 28th, 2010 09:35 am (UTC)
Как кто? Последователи Л.Д. Троцкого, сторонники большевизма и ленинизма, в интерпретации Троцкого. Любят (в большей или меньшей степени) СССР, считают его рабочим или даже социалистическим государством (впрочем, последнее всречается реже) правда с "бюрократическими извращениями". Осуждают Сталина и его идеи. Тем не менее, сторонники защиты СССР во второй мировой войне, так как, по их мнению СССР - это не голимые империалисты, а рабочее государство.
В современном мире стоят де-факто на социал-демократических позициях, являются сторонниками профсоюзов, партийного руководства рабочей борьбой, социального государства и национализации (огосударствления) промышленности (с элементами рабочего смоуправления - рабочего контроля). Теоретически - за революцию с руководящей ролью партии, практически - работники бюрократических сверх-умеренных профсоюзов (высупающих за социльное пратнерство с капиталом) и либо оплаченные функционеры оных, либо бесплатные прислужниками профбюрократии и ее маальчики на побегушках. Либо - другой вариант- небольшие пропагандистские группы. Иногда эти вещи совмещаются.
Впрочем, кое-где в мире есть троцкистские партии числом в несколько тысяч человек. Там они участвуют в выборах в парламенты, работают в профсоюзах и вобщем занимают нишу социал-демократов.
black_robed
Oct. 30th, 2010 03:17 pm (UTC)
Да мне вообще кажется, что современный троцкизм, особенно в интерпретации таких людей как Гаспар, это такой "сталинизм-лайт", или "сталинизм для интеллигенции". Отсюда и скрытые советско (читай российско-) имперские симпатии, и как следствие - приглушенная ненависть к народам Восточной Европы, которые воспринимаются кем-то вроде предателей. И вообще странно, что человек, очевидно, оправдывающий красный террор, негодует по поводу 200-300 (или сколько их там было) повешенных венгерских гебешников. А еврейские погромы устраивала и "доблестная" Красная армия (на Украине, эти случаи уже достаточно описаны), и антисемитизм среди рядовых красноармейцев был дикий (правда, красное руководство, надо признать, с ним боролось, в отличие от белого, но куда менее эффективно, чем махновцы). Ко всякой революции неизбежно примазывается масса шушеры, и венгерская тут не исключение, увы.
shraibman
Oct. 30th, 2010 05:56 pm (UTC)
Троцкизм - это и есть сталинизм-лайт. СССР- это круто, хотя там были недостатки, сталинский СССР надо было защищать от врагов и т.д. Это не какие-нибудь голимые империалисты, типа. Соответственно, те, кто боролся против СССР- враги социализма.
(no subject) - black_robed - Oct. 30th, 2010 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Oct. 30th, 2010 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - black_robed - Oct. 31st, 2010 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Oct. 30th, 2010 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - black_robed - Oct. 30th, 2010 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - black_robed - Oct. 30th, 2010 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Oct. 30th, 2010 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - black_robed - Oct. 31st, 2010 05:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Oct. 30th, 2010 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - black_robed - Oct. 31st, 2010 05:25 am (UTC) - Expand
4epenoug
Oct. 31st, 2010 08:42 pm (UTC)
В современном мире стоят де-факто на социал-демократических позициях.

Докажите. А то "социал-демократические позиции" может означать что угодно.

Являются сторонниками профсоюзов...

Это верно. Забыли только добавить "но некоторые одновременно являются противниками профбюрократии".

социального государства...

А точнее, противниками демонтажа социального государства. Точно так же как были бы противниками демонтажа буржуазной демократии и перехода к фашизму.

и национализации (огосударствления) промышленности (с элементами рабочего самоуправления - рабочего контроля).

Верно лишь отчасти. Часть выступает за национализацию без компенсаций собственникам с введением рабочего контроля и управления. Французская секция КРИ (сестра "Маавак социалисти" - это для вопрошавшего) сейчас обходится без экивоков и говорит об экспроприации промышленности под управление рабочих комитетов.
(no subject) - shraibman - Oct. 31st, 2010 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 4epenoug - Oct. 31st, 2010 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Oct. 31st, 2010 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 4epenoug - Oct. 31st, 2010 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Oct. 31st, 2010 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 4epenoug - Nov. 1st, 2010 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Nov. 1st, 2010 09:24 am (UTC) - Expand
aristarh2008
Oct. 28th, 2010 11:03 am (UTC)
Конечно, советы возникли, но фишка в том, что они возникли внезапно, то есть без всякой базы и подготовки. Еще неделю - другую до того рабочие ни о чем таком не помышляли и вдруг, на тебе, повсеместно появились советы....
Понятно, что возникнуть им ктото помог, и понятно кто, Имре Надь и его команда. И понятно зачем. Ему нужна была социальная база и массовая поддержка его попытки выйти из под руки СССР Отсюда и эта внезапная готовность дать власть рабочим советам.
Но может не важно, кто и как дал зеленый свет советам, а важен сам факт этого безусловно позитивного явления?
К сожалению важно. Появившиеся на пустом месте "советы" можно было также легко и превратить в пустое место. Собственно такое уже не раз происходило. Использовав рабочие советы в своих целях, от них всегда избавлялись после того, как цели были достигнуты.
Так что шансов у этих советов не было ни при каком варианте развития событий. Даже если бы победили фашисты.
Посмотри, что случилось с польским профсоюзом "Солидарность" после того, как он выполнил ту задачу, ради которой его использовали. Да и Валенса оказался проектом польских спецслужб.
shraibman
Oct. 29th, 2010 08:44 am (UTC)
Может быть, за всем этим стоял Мосcад?
aristarh2008
Oct. 30th, 2010 10:21 pm (UTC)
Нет потому, что в это же самое время на Ближнем Востоке разворачивалась война за контроль над Суэцким каналом и моссаду ( если он тогда уже существовал) было чем заниматься поближе, чем в Венгрии.
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

shraibman
shraibman

Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com