shraibman (shraibman) wrote,
shraibman
shraibman

Categories:

О ГОСПОДСТВЕ ЧЕЛОВЕКА НАД ПРИРОДОЙ


В. Платоненко




Когда я слышу о господстве человека над природой, я вспоминаю лермонтовского Мцыри. "Но если б хоть минутный крик Мне изменил, клянусь, старик, Я б вырвал грешный мой язык!" Просто восхитительный пример господства части над общим. Воли, силы духа, то есть (будем материалистами) нервной системы, мозга (которым эта самая воля или сила духа, собствено говоря и определяется) над организмом. Частью которого этот самый мозг является также как человек является частью природы. Выколоть себе глаза, чтоб не плакали, вырвать язык, чтобы не стонал - какая сила, какое величие! И какой деспотизм. Насилие даже над самим собой.


Все поведение Мцыри пронизано этим самогосподством. Властью духа над инстинктами (Хотелось мне... но я туда Взойти не смел. Я цель одну - Пройти в родимую страну Имел в душе, - и превозмог Страданья голода как мог). Кстати говоря, Мцыри и в природе вел себя как деспот. Что ему плохого сделал леопард? У Мцыри было время уйти, однако он предпочел вооружиться и ждать когда же наконец ("Но наконец..." - говорит он на исповеди) леопард обратит на него внимание. Уж больно ему хотелось продемонстрировать свое превосходство над леопардом. Погосподствовать.
К своему организму можно относиться по разному. Можно больной зуб вырвать, а можно попробовать его вылечить. Можно отсечь палец вместе с ноющим в сырость суставом, а можно лечить сустав. Можно даже пользоваться болью, если она не слишком сильная - погоду узнавать.
У даосистов есть притча о старике, который жил в водовороте. Он не ставил плотин, не засыпал омут, он просто освоился с условиями среды и жил не вопреки, а благодаря им. Как нормальный человек живет не вопреки способностям своего организма, а благодаря этим самым способностям. Темным силам организма, так сказать. Если кому-то пример даосов покажется слишком уж нереальным, мол, мало ли чего выдумают, еще бы про водяного загнули, то я могу напомнить вполне реальный, я бы даже сказазал научный, пример приведенный Кропоткиным. Когда мы взлетаем вверх на воздушном шаре, мы делаем это не вопреки законам природы, а благодаря им. Нас выталкивает вверх та жо же самое притяжение земли (точнее оно притягивает воздух, а он выталкивает нас), которая чугунное ядро, будь оно на месте шара, заставила бы упасть вниз. Кропоткин был ученым и к отношениям и в обществе, и в природе подходил как к науке. В этом он нисколько не уступает тому же Марксу. Впрочем и классики марксизма не слишком любили говорить о господстве над природой. "Не будем особо обольщатья по поводу наших побед над природой - за каждую такую победу она нам жестоко мстит" - кто это сказал Маркс или даже Энгельс? Впрочем, и слово "мстит" неудачно. Можно ли сказать, что изуродованный самим человеком организм "мстит" ему кровоточащими ранами или болезнями? Орезать себе ногу, а потом заявить, что организм мстит хромотой, значит просто переложить вину с дурной головы на весь организм.
Конечно человека "борящегося" с природой можно понять. Как можно понять и даже найти вполне нормальным желание Мцыри найти своих родных (но не желание неприменно доказать свое превосходство над леопардом), как можно понять человека вырывающего себе больной зуб, который он не в силах вылечить. Но не стоит им завидовать. Такое господство - проявление бессилия. Неумения "жить в водовороте" или, если угодно пользоваться законами природы на благо себе.
Многие из сторонников господства над природой мечтают кроме прочего о вечной жизни. Кстати, многие деспоты мечтали о бессмертии. Однако Лао-дзы, которого часто называют первым анархистом, говорил, что деспоты долго не живут. Мцыри, как мы помним, долго не протянул. И дело не только в том, что, выросши в монастыре он был плохо приспособлен к реальной жизни. Просто при таком отношении и к себе, и к окружающему миру, он в любом случае скоро бы превратился в подобие современного карикатурного образа пирата - крюк вместо руки, деревяшка вместо ноги, повязка вместо глаза. Конечно, техника идет вперед и протезы совершенствуются. Но даже с самыми совершенными протезами человек - уже не человек, а какой-то киборг. А киборг не живет, он существует. Не зря же другойл литературный герой - железный дровосек мечтал о живом сердце.
Человек, победивший природу тоже превратиться в мертвеца. Ему просто негде будет жить. Где бы он мог вести свою вечную жизнь? В "стальных пещерах" a la Азимов, что ли? Это не жизнь, это существование. Как говорят в Одессе: "Чтоб вы так жили!.."

 
Tags: Анархизм, в поисках бытия;)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments