?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





Мусульманский арабский Ближний Восток и Иран пережили в 20 в веке сложные процессы  модернизации и деколонизации.  Были предприняты масштабные попытки укрепления национальных государств. Модернизационные процессы возглавило государство, так как сильная местная буржуазия в этих странах отсутствовала. Это привело к возникновению различных форм государственного капитализма - развитию местной промышленности на основе государственной собственности и инвестиций - от политики Насера в Египте и баасизма в Ираке и Сирии, до белой шахской революции в Иране.  Мощные государственные аппараты, управлявшие собственностью, опирались на идеологию светского национализма и рационалистические системы образования.

Модернизация потерпела крах. Не удалось в достаточной мере улучшить условия жизни и решить социальные проблемы, кроме того, арабские страны не смогли решить и задачи военного противостояния с Израилем и Америкой; раз за разом они терпели в войнах поражения. В итоге светский курс и связанные с ним идеологии потерпели крах. В поисках  выхода из тупика многие обратились к традиционной религии, поднялась волна религиозного фундаментализма.

 

В какой-то мере все это напоминает подъем национализма и православия после падения общественного строя СССР.  Но есть и отличие. На массовом уровне религиозные традиции в мусульманских странах никогда не были разрушены и подорваны в отличии от России, и население вобщем продолжало жить в соответствии с ними, не смотря на светскую государственную надстройку.

Мы живем в эпоху, когда религиозные традиции не только не ушли безвозвратно в прошлое, но демонстрируют устойчивую способность к воспроизводству.  Во всяком случае мы не можем исключать этот фактор, когда речь заходит о полуторамиллиардном мусульманском мире, где религиозные верования достаточно крепки. Конечно, современные мусульманские страны, это, в большинстве своем, страны капиталистические. И поэтому не вполне корректно, анализируя эти общества, говорить о средневековой традиции. 


Есть и другие важные характеристики современности, о которых пишет крупнейший современный исследователь пролетариата Карл-Хайнц Рот:
 
"В общем и целом тенденции гомогенизации и фрагментации пролетариата во время последнего цикла уравновешивали друг друга. По всему миру натуральное хозяйство и мелкое крестьянство скатываются в заключительный кризис, и своим отмиранием ускоряют миграцию и создание мирового «лишнего» населения. Этот процесс качественно изменяет мировой пролетариат, наделяя его интернациональным и межкультурным сознанием. Процесс гомогенизации, проделавший путь с противоположного конца, также приводится в движение слоем промышленного пролетариата как результат переноса крупного производства на периферию. Но существует также и сильная тенденция к фрагментации. Хотя на глобальном уровне условия жизни и труда ухудшились, региональные различия в условиях жизни пролетариев сильно возросли. Даже шансы на выживание в трущобах, среди открытых канализаций и свалок, разительно отличаются от шансов на выживание при работе на нестандартных и казуальных работах в пригородах мегаполисов стран капиталистического центра. Более того, существуют примеры «отрицательной» гомогенизации вроде пристрастий к религиозным учениям о «спасении» и подчинения мафиозному покровительству, которые укрепляют реакционные патриархальные и этнополитические тенденции. Подобные явления нельзя недооценивать, ибо они значительно ослабляют возможности пролетариата к действию. Наследие у этих явлений действительно печальное. В 1979-1980 гг. социально-революционное крыло иранских шиитов было уничтожено архаично-религиозной бандой аятолл, а через несколько лет по всему Ближнему Востоку исламские радикальные организации вырезали оставшихся левых, умиротворяя бедноту патриархально-реакционной социальной политикой. Беднота США находится под каблуком евангелистов, а в трущобах дают минимальное образование и выполняют функции социального гаранта разные хилиастические церкви с более чем ста миллионами последователей. Традиционное рабочее движение покинуло пролетариат даже в Европе, и это показательно видно на примере Марселя, где после ухода социалистической партии второе поколение трудовых мигрантов все чаще обращалось в бюро подачек «Национального Фронта». Подобные явления сильно усложнили возвращение левой политики в повседневную жизнь пролетариата, но ее возвращение стало неотложной задачей с началом нового кризиса и другого пути нет". (1)

Тем не менее нас интересует наличиствующие в исламе социально-революционные традиции. Это знание может понадобиться для того, чтобы выработать адекватный язык в разговоре с представителями мусульманского мира. (Социально-революционными мы называем движения социальных низов, которые во-первых ставят своей целью искоренение неравенства, уничтожение частной собственности и переход ее в общее владение, а во-вторых основывают свою практику на принципах прямой демократии. Не все движения, о которых речь пойдет ниже, соответствуют этим критериям, но в них, тем не менее, могут присутствовать интересующие нас элементы.)
 

***

Одним из интересующих нас движений являются хариджиты. Эти радикалы (они назвали себя хариджиты – от араб. харадж – «восстать». «выйти», то есть «отделенные») утверждали, что все мусульмане равны, что равенство их должно быть и имущественным, что община (умма) выше халифа, ибо от него получает власть, халиф может получать власть только избранием (правда, почему-то их не смущали идеи шиитов об особой благодати в «доме Пророка»), что, если халиф не соблюдает заповедей ислама (в их интерпретации), то он может быть смещен и даже убит. Вообще, истинный ислам может и должен распространяться силой, и не только среди «язычников» и даже «людей писания», но и среди «неправильных» мусульман. И именно они сочли попытки примирения Али с его противниками той самой изменой делу ислама.  
Али был убит хариджитом.

Но нас интересует и шиизм.
Шиизм интересует нас по двум причинам.

Во-первых, как уже было сказано, в нем наличиствует определенный общинно-коммунистический потенциал. Так в исламской революции Ирана в 1979 г. имели место разнонаправленные тенденции, некоторые из которых могут быть весьма любопытны. Один из наиболее популярных деятелей исламской революции аятола Телекани выдвинул учение о рабочих советах. По его мнению рабочий совет (шура) является основой будущего, справедливого общества.

Во-вторых, в отличие от суннитского ислама, обращенного к настоящему, замыкающего человека в круге  организованной в соответствии с заветами пророка материальной и духовной жизни,  шиизм - это мессианское учение, обращенное в будущее, как и иудаизм с его мессианским мироощущением.  Эта постоянная неудовлетворенность настоящим,  вера в прогрессивные изменения, обращенность в будущее - неизменная черта всех революционных учений, естественное средство преодаления застоя цивилизации. "Когда все уже сказано, Любовь и Сила смогут в конце концов спасти мир, но  не одна  Любовь и  не одна Сила. Поэтому  Христос  уповал на второе пришествие, а религия Магомета - там, где она не закоснела -  в  лице имамов уповает на Махди."" (Шри Ауробиндо Гхош). (2)

Анонимный автор  статьи в журнале Инвариант приводит следующее любопытное мнение: "Как пишет Кеннет Рексрот в своём замечательном исследовании коммунистических форм общества, реализованных в человеческой истории: «источник большинства исламских ересей лежит не в ядре ислама, суннизме, религии большинства арабов и покорённых ими стран, но в шиизме, религии Персии». (Communalism, K. Rexroth) «Шииты отрицают идею выборного халифа и духовенства, функционирующего по типу раввината, с законом, который можно постоянно обсуждать — как Талмуд — поддерживая идею наследственного халифата, который передаётся от пророка через Али, зятя Мухаммеда, к линии божественно посвящённых наследников, семи (или двенадцати, в зависимости от секты) Имамам, которые обретают характер прямых эманаций божества. …. Последний имам скрыт, он появится лишь в конце света… — спаситель или Махди, который, как правило, недостижим и представлен людям даями, миссионерами —ведущими тайную пропаганду…Сходство с преобладающей формой зороастрийства, религией, которая сама сильно видоизменялась при Сасанидах до мусульманского нашествия, и тем более с его еретическими учениями, очевидно. Шиизм называли бунтом Персии против арабского суннизма».  
Примечательно, что «тесно связанная с ним секта карматов, развившаяся в нижней Месопотамской долине и вдоль северо-западных берегов Персидского залива»… «установила единственное коммунистическое общество, контролировавшее огромную территорию и продлившееся более чем одно поколение, [в истории человечества] до двадцатого века» – «после подавления восстания зинджей, карматы не только тайно контролировали северные берега Персидского залива, но организовывали подрывную деятельность в Йемене, Сирии и в самом Багдаде». В 1084 году это общество было уничтожено, но «на севере Сирии и на Каспийском море появилось другая ветвь исмаилитов, новое братство тайны и приключений, асассины», общество курильщиков гашиша, которые возвели убийство в ранг искусства. «Карматы и асассины стали первыми чёткими примерами общества взаимной выгоды... Это коммунизм урбанистической банды или бродячей шайки разбойников во времена социального разброда». В духовном плане они верили, что «последний, исчезнувший Имам является Седьмым, Исмаилом, при чьём появлении, как при Втором пришествии Христа, наступит конец света». Эта вера шиитов и исмаилитов впоследствии нередко становилась выражением утопических чаяний в различных массовых народных движениях на Востоке..." (3)



Еще одно любопытное течение ислама  - суфизм. Некоторые направления суфийского ислама отвергали собственность. Пожалуй наиболее яркий пример - средневековое восстание под предводительством шейха Бедреддина Симави. (4)


***
Автор этой заметки не является специалистом  по исламу и не готов по этой причине ни к каким окончательным выводам. Он открыт для критики и воспринимает эту заметку лишь как начало разговора.






1)   Карл-Хайнц Рот. Всемирный кризис? Всемирная пролетаризация?
http://revolt.anho.org/archives/1285

2)  Шри Ауробиндо. Мысли и Афоризмы.
http://lib.ru/SATPREM/aurobindo1.txt

3)  Инвариант номер 4. Узловой конфликт нашей эпохи
http://www.geocities.com/invariante2004/uzlkon.html

4)   М.Инсаров.Народное повстанчество в Средние Века.
http://shraibman.livejournal.com/126862.html


 

Comments

( 123 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
bahaltener
Apr. 5th, 2009 02:46 am (UTC)
Наиболее адекватные это суфии. Они как мистики - против насилия и фанатизма. Но суфизм к исламу относится косвенно и по сути это независимая традиция.
laplandian
Apr. 5th, 2009 05:14 am (UTC)
Ну, справедливости ради, нужно отметить, что существуют и суфии-салафи, сторонники исламского фундаментализма, и вполне адекватные сторонники немистического ислама. Например, был такой афганский революционер - Абдул Гаффар Хан, друг Ганди и сторонник пацифического анархизма Генри Торо и Льва Толстого. С другой стороны, были среди мусульман и сторонники насилия, ставившие перед собой вполне достойные цели. Например, боевые исмаилиты-низари, уничтожавшие несправедливых и подлых властителей. Эти люди были как раз мистиками.

Но в целом я с тобой, конечно, соглашусь. Мне вообще симпатичны эзотерические традиции, фокусирующиеся на личном духовном опыте.
(no subject) - igor_83 - Apr. 5th, 2009 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 5th, 2009 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_83 - Apr. 5th, 2009 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 5th, 2009 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 12th, 2009 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 12th, 2009 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 12th, 2009 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 12th, 2009 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 12th, 2009 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 12th, 2009 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 12th, 2009 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 12th, 2009 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 12th, 2009 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 12th, 2009 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 12th, 2009 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 14th, 2009 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 14th, 2009 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 14th, 2009 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 14th, 2009 05:56 pm (UTC) - Expand
bahaltener
Apr. 5th, 2009 02:48 am (UTC)
"Иранская революция" это более чем кривой пример, т.к. Иран это просто напросто тирания.
laplandian
Apr. 5th, 2009 05:27 am (UTC)
Иранская революция была естественной реакцией на путч, устроенный ЦРУ в 1953 году, и превративший Иран в марионеточную диктатуру, управляемую США. Другое дело, что вместо революционного переустройства общества, которое пытались построить более прогрессивные шииты, возник правящий сегодня фашистский режим.
(no subject) - shraibman - Apr. 5th, 2009 09:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 5th, 2009 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 5th, 2009 04:10 pm (UTC) - Expand
shraibman
Apr. 5th, 2009 09:57 am (UTC)
"Терроризм" - как некое воплощение зла, это вообще выдумка сионистов и западных СМИ. Этот термин применяют к насилдию группировок, которые не имеют власти, слищком слабы, чтобы реально контролировать процессы мировой политики. Об их насилии СМИ говорят как о чем-то ужасном, а насилие правящих на Западе группировок представляют как благо.
(no subject) - bahaltener - Apr. 5th, 2009 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 5th, 2009 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Apr. 7th, 2009 02:26 pm (UTC) - Expand
Поддерживаю - martinis09 - Apr. 7th, 2009 05:42 pm (UTC) - Expand
almalakhov
Apr. 6th, 2009 03:03 am (UTC)
Тема сложная, поэтому остановлюсь на основных моментов.

1) Хариджизм. С этим направлением больше всего путаницы, так как о нем меньше всего информации на европейских языках. На протяжении всего времени (т.е. с конца 7 века и до наших дней) под хариджитами ересиологи понимали впервую очередь ибадитов, которые составляли абсолютное большинство хариджитов (себя ими не считая), и в некоторые пироды были реальной альтернативой суннитскому халифату, а позже и фатимидам.

Но здесь важно учитывать, что ибадиты намного менее радикальны, чем остальные хариджиты. Один из ведущих ибадитских теологов 20 века шейх Али Яхья Муаммар даже написал небольшую книгу с заглавием "Ибадизм - умеренное течение". Т.е. они предпочитали дистанцироваться от власти, но при этом не проявляли фанатизма и могли спокойно вести с ней переговоры, иногда весьма успешные.

2) Шиизм. Ну здесь тоже имеются полярные течения. Увы, ставший классическим шиизм-имамизм воспринимает Махди не столько как освободителя шиитов, сколько как карателя суннитов. Концептуальные революционные трактовки махдавийата относятся уже к новейшему времени.

Исторический аспект таков: первоначально восставали зейдиты (которые были шиитами политически, а теологически формировали сообственную школу, близкую по взглядам к мутазилитам), шиитские Имамы эти восстания никогда не поддерживали и даже осуждали. Так было до смерти Джафара ас-Садика (шестого Имама), потом произошел раскол на несколько групп, в т.ч. тех, кто позже стал иснаашаритами и исмаилитов, и вот среди исмаилитов революционеров хватало.

3) Суфизм. На его революционность я бы особо не расчитывал. В течение большей части истории ислама он был основой халифата, особенно это относится к поздним Омейядам, продолжателям их дела в Магрибе (включая Испанию), некоторым Моголам и, конечно, Османам. Классический суфизм - это как раз имперский ислам (по этой теме рекомендую, "Roots of islamic education" by Shaykh Abdalqadir al-Murabit и другие книги того же автора). Суфизм может быть разве что основой национально-освободительной борьбы, но не борьбы против мусульманских/псевдомусульманских правителей.

Если вдаваться в подробности и рассматривать карматов, ассасинов и т.д., я лично воздерживаюсь от вынесения однозначного мнения, так как объективных источников нет - с одной стороны их оппонеты, а сдругой их сообственные летописцы.

shraibman
Apr. 6th, 2009 10:24 am (UTC)
Спасибо за интересную информацию.
(no subject) - shraibman - Apr. 6th, 2009 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 7th, 2009 12:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 7th, 2009 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 7th, 2009 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 8th, 2009 02:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 7th, 2009 01:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 7th, 2009 03:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 8th, 2009 02:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 12th, 2009 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 13th, 2009 03:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 8th, 2009 02:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 7th, 2009 03:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 7th, 2009 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Apr. 7th, 2009 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 8th, 2009 02:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 7th, 2009 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Apr. 7th, 2009 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Apr. 7th, 2009 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 8th, 2009 02:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Apr. 8th, 2009 02:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 8th, 2009 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Apr. 7th, 2009 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 8th, 2009 02:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Apr. 8th, 2009 05:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 8th, 2009 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - almalakhov - Apr. 9th, 2009 12:46 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
pinpilinpauxa
Apr. 6th, 2009 01:21 pm (UTC)
Ну и тему ты затронул...

Мне кажется, надо быть 80-летним профессором, чтобы написать достойную и качественную научную работу по такой тематике. Восток - слишком тонкое и непроницамое дело.

А о суфизме тут такие рассуждения идут...
Требуй доказательств. Где читали, какой автор, биография автора.

Цитирую: "Это знание может понадобиться для того, чтобы выработать адекватный язык в разговоре с представителями мусульманского мира."(с)

Я yчилась с некоторыми очень радикальными представителями ислама. Честно, там настолько заросшие мозги, что адекватный язык маловерятен.

Правильно поняла твою мысль? Искать слабые стороны в исламском обществе, опираться на радикальные группировки с целью внедрить мысль об анархизме? В чем цель статьи?
shraibman
Apr. 6th, 2009 01:25 pm (UTC)
Не совсем так. Скорее попытаться понять, существует ли в исламе, в тех или иных его течениях, социально-революционный потенциал и можно ли его использовать, если да, то как.
Ида, отчасти это проблема языка. Ведь тот же аятолла Телекани в 1979 г. говорил языком, понятным миллионам иранских шиитов (религия была на подъеме), и говорил вещи правильные, что собственность должна перейти из часьтных рук в руки общества.в руки объединений рабочих советов.
...Меня вообще сильно интересует в последнее время шиизм- как более живое, мессианское, пассионарное и открытое для всевозможных интерпритаций течение в исламе.
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 6th, 2009 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 7th, 2009 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 6th, 2009 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 7th, 2009 03:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - omar_lyulka - Apr. 14th, 2009 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bahaltener - Apr. 6th, 2009 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 07:02 pm (UTC) - Expand
pinpilinpauxa
Apr. 6th, 2009 03:21 pm (UTC)
Будет ремарка, Миш.

У меня запарка везде, я веду сразу два проекта. Не до высоких материй в таком ритме...
shraibman
Apr. 6th, 2009 03:35 pm (UTC)
Все трудишься на ниве укрепления "цивилизации памперсов и тампексов", мечта об отдыхе в горных долинах?;)
(no subject) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 06:50 pm (UTC) - Expand
;) - shraibman - Apr. 6th, 2009 07:32 pm (UTC) - Expand
Re: ;) - pinpilinpauxa - Apr. 6th, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
pinpilinpauxa
Apr. 6th, 2009 06:48 pm (UTC)
Нет.
Я медленно и верно отхожу от ненавистной экономики. Хотя навсегда уйти, наверное, не получится.

Первый проект развитие виртуального ландшафта в одном институте на основе "опен соурс софтваре", начиная от денег и кончая техникой. А второй - развитие другого софта и так далее. Я вижу свое будущее в виртуальных системах обучения, дигитализации знания etc.
Semantic Web rules.=)
shraibman
Apr. 6th, 2009 07:33 pm (UTC)
А когда в наши края, шемеш шели?
pinpilinpauxa
Apr. 6th, 2009 09:31 pm (UTC)
Может быть, и в этом. Но вероятнее в следующем. Я шепну. =)
almalakhov
Apr. 7th, 2009 12:31 am (UTC)
Кстати, из истории, стоит вспомнить весьма знаковую фигуру мистика и поэта Пира Абдала (15-16 вв), который возглавил борьбу алавитов против Османского халифата и был казнен последними. Пир Абдал, развивая гуманизм Юнуса Емре (13-14 вв) и более ранних мистиков, отстаивал принцип "не важна религия - важен лишь человек". Весьма любопытная черта, что даже его призыв к восстанию - "о люди, будьте же великими" - был лишен конфессиональной окраски. И еще конечно следует отметить бабидское движение (19 в).
shraibman
Apr. 9th, 2009 09:08 pm (UTC)
Вы не могли бы прокомментировать замечания этого госп

Вот здесь, если модно прокомментируйте
http://shraibman.livejournal.com/269830.html?thread=3067398#t3067398


1)отличия шиизма от суннизма - юридические и немного политические, а не религиозные

2) идея мессии - естественно общеисламская, махдисткие восстания были и в суннитских судане и в киренаике
(Deleted comment)
pinpilinpauxa
Apr. 7th, 2009 11:34 am (UTC)
Аргументы?=)

Это не поддевка. Мне самой очень интересно.
(Deleted comment)
(no subject) - shraibman - Apr. 7th, 2009 06:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - shraibman - Apr. 8th, 2009 10:24 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - shraibman - Apr. 9th, 2009 02:40 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - shraibman - Apr. 9th, 2009 02:59 am (UTC) - Expand
Бан - shraibman - Apr. 9th, 2009 03:17 am (UTC) - Expand
Re: Бан - almalakhov - Apr. 10th, 2009 04:20 am (UTC) - Expand
pinpilinpauxa
Apr. 7th, 2009 12:54 pm (UTC)
В самих медитативных и не только медитативных практиках суфизма.

Эту область никто не исследовал, потому что для начала надо найти
1) истинного учителя.
2) знать методы, вероятно повлиявшие на суфизм как зороатризм, откуда пришла в суфизм астрология и травоведение. каббалу, откуда наверняка пришла хуруфия. Я подозреваю, что суфузм связан и является источником сикхизма.
3) если Вы занимаетесь медитативной практикой, наверняка сталкивались с понятием "учителя из ниоткуда". То, что я точно могу сказать, - в суфизме ученик не получает последнего знания в виде манускрипта или секретов кода или еще чего-нибудь. А получает в мистическом состоянии, грубо говоря, в трансе.
s0tnik
Apr. 7th, 2009 01:14 pm (UTC)
Прекрасно понимаю, что в короткой статье невозможно обозреть и сотой доли течений в исламе, в которых так или иначе раскрывается тема ограничения частной собственности, революции и т.п. Само внимание левых в этой теме заслуживает самого серьезного поощрения, т.к. в традиционном левом движении религии, как правило, воспринимаются отрицательно.
Самый кладезь мудрости тут, конечно, не шиизм, а суфизм. В его недрах можно найти вообще все, что угодно.
Однако, материализм левых зачастую приводит их к неверным выводам. Тут та же ошибка, что и в текстах ученых советского времени. Шейхи устраивали восстания не для того, чтоб устроить социальную справедливость или достичь прогресса, а для того, чтобы в случае победы, создать такой общественный строй, который в наибольшей степени будет соответствовать изначальным канонам ислама и приведет к спасению как можно большее количество людей. Т.е. идея была не прикрытием для преобразований (хотя и такое часто имело место быть, особенно в XIX-ХХ вв.), а преобразования как составляющая часть великой идеи, смысл которой - в реализации сакральной миссии.
Но, повторю, сам шаг в этом направлении - благо. Ибо победа, как и в случае исламской революции в Иране - за союзом левых социальных учений и традиционализма.
Да, и не стоит так негативно судить о суннизме. Большинство суфийских течений с социальным оттенком все же суннитского происхождения.
shraibman
Apr. 7th, 2009 05:52 pm (UTC)
Спасибо за интересный комментарий.
Мне кажется, и тут я не оригинален, а следую русской народнической традиции, прогресс техники и социальный прогресс для социальных ревоолюционеров вторичны, и лишь в том случае должны приветствоваться, когда и если служат развитию человеческой личности.
Гармоничное общество служит той же цели. Трудовая личность, о которой говорили эсеры-максималисты- это гармонично развивающийся человек, связанный с другими узами самоуправления, братского труда и солидарности.
Так что никакого противоречия между этическими течениями социализма и экзистенциальными и моральными исканиями суфийских шейхов, подобных Симави или шиитских революционеров типа Шариати и Телекани не существует, во всяком случае на фундаментальном уровне.
Духовное и социальное освобождение не отрицают, а, наоборот, подразумевают друг друга.
Еще пара ссылок) - martinis09 - Apr. 7th, 2009 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 7th, 2009 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s0tnik - Apr. 8th, 2009 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 9th, 2009 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s0tnik - Apr. 10th, 2009 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 10th, 2009 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - s0tnik - Apr. 10th, 2009 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Apr. 10th, 2009 07:14 pm (UTC) - Expand
martinis09
Apr. 7th, 2009 10:06 pm (UTC)
ОТличная статья, спасибо
pinpilinpauxa
Apr. 14th, 2009 06:23 pm (UTC)
У меня тоже есть знакомые, состоящие в орденах и свято верующие в то, что это и есть суфизм, и которые тоже говорят, что суфизм - эссенция Ислама.

При этом сам Ислам часто вообще не соответствует тому, что делается в этих орденах.
Люди не знают арабского, не занимались теорией ислама, не читают Коран в оригинале. Поэтому вера в то, что говорится в ордене, сильна.

Доказать можно только на примере практик. Понимаете.
pinpilinpauxa
Apr. 14th, 2009 06:33 pm (UTC)
Мой любимый пример:

мусульманину никогда не придет в голову сказать "Ана ель хакк".
shraibman
Apr. 14th, 2009 08:00 pm (UTC)
Разве Аль-Заладж не говорил нечто подобное?
(no subject) - shraibman - Apr. 14th, 2009 08:02 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 123 comments — Leave a comment )

Profile

shraibman
shraibman

Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com