Home

Advertisement

Previous Entry | Next Entry


Предлагаю вниманию читателей статью (на русском языке) видного немецкого политолога и экономиста Эльмара Альтфаттера.


Проф. Эльмар Альтфатер

Свободный Университет Берлина

Институт политологии                  

 

Продовольственный кризис, голод, кризис энергетического режима и финансовый кризис

 

     Вчера – финансовый кризис, сегодня – продовольственный кризис. Не надо забывать и про кризис энергетического режима, основывающегося на ископаемых источниках энергии - запасы нефти заканчиваются, идут кровавые войны за её последние капли, цены на нефть растут, происходят климатические изменения. Эти кризисы (финансовый, продовольственный и энергетический) взаимосвязаны, что усугубляет их драматичность и делает их преодоление таким сложным.

 

     В 2000 году ООН заявила о необходимости воплотить в жизнь так называемые «Цели в области развития на рубеже тысячелетия» (англ. millennium goals). Одна из основных целей – вдвое сократить число голодающих до 2015 года. Организация по питанию и сельскому хозяйству ООН (FAO[1]) насчитывает сегодня в развивающихся странах более 800 миллионов людей, страдающих от недоедания. Из них более 200 миллионов живут в Африке южнее Сахары, многие из них страдают от хронического голода.  В Индии  пятая часть населения - 221 миллион - страдает от недоедания. 142 миллиона китайцев истощены голодом, а в Латинской Америке – 53 миллиона человек. Даже в самой богатой стране мира, в США, 10 миллионов граждан голодают, и еще 35 миллионам не гарантировано обеспечение продовольствием. Одновременно многие люди (и это является противоестественной обратной стороной голода) страдают от избыточного веса и ожирения. Голод возвращается также и в Германию, где был принят пакет законов, реформирующих систему социальной помощи и помощи безработным - Hartz IV.     

     Голод убивает. Ежегодно от голода умирают 30 миллионов человек, из которых 6 миллионов – дети. Другими словами: каждые 5 секунд на Земле от голода умирает один ребёнок. Однако на сегодняшний день в мире нет дефицита продуктов, который мог бы объяснить эту катастрофу. Жан Циглер, бывший уполномоченный по вопросам питания ООН, на основании этих драматичных фактов пришёл к выводу: «Ребёнок, умерший от голода, на самом деле был убит».

 

     Это – энергетический кризис, поскольку из-за недостающих продуктов питания не хватает калорий. Продукты питания становятся всё дороже: с 2004 по 2007 гг. цены на продукты питания в среднем выросли на 83%, а цена на пшеницу - на 181%, на рис – на целых 201%. Всемирный Банк заявляет, что это не временное, а, наоборот, длительное явление. Поэтому все больше людей не обеспечены основными продуктами питания. Недавние волнения из-за голода в Гаити, в западной Африке и в Египте, в Мексике, в Калькутте в Индии и на Филиппинах – это пока предупреждения, которые были отмечены международными организациями. На состоявшейся в начале апреля 2008 года конференции Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда на повестке дня были не только глобальный финансовый кризис, истощение нефтяных ресурсов и  изменение климата, но и глобальный кризис питания. Оба энергетических кризиса (ископаемых энергоресурсов и продовольствия) и финансовый кризис имеют взаимосвязанные причины.

 

     Во-первых, свободная торговля, проводимая в рамках соглашений ВТО и двусторонних торговых соглашений, ведет к тому, что выживают наиболее конкурентоспособные поставщики сельскохозяйственных продуктов. Как правило, это - крупные концерны аграрной и пищевой промышленности из США или ЕС. Они выращивают монокультуры[2] для производства в больших объемах на мировой рынок и тем самым вытесняют мелких производителей и их разнообразную сельскохозяйственную продукцию, ориентированную на потребности этих стран. Кроме того, западные агроконцерны получают субсидии от ЕС или со стороны правительства  CША.  Поэтому они могут предлагать свои продукты по цене, которая является демпинговой для национальных производителей в развивающихся странах.  Это неизбежно, что наблюдающийся на сегодняшний день скачок цен не приносит пользу национальным производителям продовольствия, поскольку международные корпорации уже давно вытеснили национальных, в том числе мелких, производителей с рынка.

 

     Во-вторых, распространяется западная модель потребления мяса. Это происходит также и в тех странах, где люди столетиями были вегетарианцами и жили рисом, кукурузой, овощами и салатами. Иногда на столе рыба, в праздничные дни – иногда мясо. Между тем, Макдональдсы есть уже в Нью Дели, Рио де Жанейро или Бейджинге. Для того чтобы изготавливать мясо для котлет, необходимы огромные пастбища и много растений для крупного рогатого скота. В результате в тех регионах, где выращивается крупный рогатый скот на экспорт, под это забираются земли, где выращивались растения, бывшие основным источником питания людей в этих регионах. Как следствие - в ежедневном рационе этих людей не хватает растений, а мясо большинство местного населения позволить себе не может: оно дорого и уходит туда, где есть платежеспособный спрос: в города и на экспорт. 

 

    В-третьих, из-за климатических изменений становятся все труднее условия производства продовольствия, а изменения климата – фатальное последствие сожжения ископаемых источников энергии. Если против климатических изменений не будет предпринято что-то действенное, то кризис питания в следующие годы неизбежно станет более острым. Сегодняшние беспорядки являются всего лишь предвестниками бедствий и конфликтов в грядущие периоды засухи на одних территориях и периоды наводнений - на других. Так кризис энергетического режима, основанного на ископаемых энергоресурсах, обостряет продовольственный кризис. Директор Всемирного Банка Роберт Целлик сравнил сегодняшние продовольственные кризисы с «7 бедствиями» из Ветхого Завета.

 

   Однако сам Роберт Целлик хочет таким образом добиться того, чтобы забыли, что сам Всемирный Банк является одним из бедствий, которое бичует людей. Поскольку именно учреждения Бреттон Вудса (Всемирный Банк и МВФ) добивались и добиваются от стран-должников, проводящих их программы, чтобы сельско-хозяйственная продукция шла на экспорт, а не направлялась на обеспечение продуктами питания населения этих стран. Всемирный Банк и МВФ требуют от стран-должников выплат внешних долгов, для чего нужны валютные поступления от экспорта. Поэтому производство в этих зависимых странах ориентируется на экспорт. Стабильность финансового рынка для Всемирного Банка важнее, чем обеспеченность людей продуктами питания.

 

   Однако финансовым рынкам эта «стабилизация» путем гарантирования МВФ и Всемирным Банком выплат странами-должниками внешних долгов не помогло финансовым рынкам - как известно, на финансовых рынках произошел спад, после того как лопнул спекулятивный мыльный пузырь на рынках недвижимости. Но спекулянты не сдаются. Несмотря на убытки, они теперь вкладывают еще бóльшие капиталы не в недвижимость, а в сырьё. А вложение больших капиталов в сырье повышает цены на продукты питания.[3]

 

   В-четвертых, мировые пахотные угодья все больше используются для получения биомасс для автомобильных заправок, а не для пищи для голодающий людей. «Еда или топливо»  - так назвала один из своих докладов в прошлом году Организация по питанию и сельскому хозяйству ООН FAO. Чтобы заменить ископаемые источники энергии на 5% биотопливом, посевная площадь должна быть расширена на 20%, и соответственно, должны быть сокращены территории, которые занимают поля, на которых выращиваются продукты питания, ведь свободных полей не осталось – поэтому выращивание биотоплива происходит взамен выращивания сельско-хозяйственных продуктов. 

   Тропические леса тоже все больше и больше становятся жертвами выращивания биотоплива. Только в Бразилии они занимают площадь в 21 миллион, в Аргентине – в 14 миллионов гектаров. Размеры экологического разрушения колоссальны, но последствия для природы не брались в расчет при планировании выращивания якобы экологических биологических источников энергии. Мы оставляем будущим поколениям экологический кризис.

 

   Поэтому Хао Педро Стедиле из Бразильского движения безземельных крестьян MST[4] назвал договор о совместном производстве биотоплива между бразильским президентом Лулой и Бушем «дьявольским альянсом». Этим альянсом руководят крупные транснациональные корпорации нефтяной отрасли, автомобилестроения, фармацевтической и аграрной промышленности с целью превращения площади пахотных угодий стран Юга (страны третьего мира) в место производства горючего для армии автомобилей стран Севера (стран центра), которое должно заменить заканчивающиеся ископаемые источники энергии.

 

   В-пятых, мы находимся в абсурдной ситуации, когда повышение цен на сырьё, прежде всего на нефть, влияет на цены биомассы и поэтому и на цены продуктов питания. Как только повышается цена на нефть (а она за прошедшие месяцы достигла уровня 100 $ за баррель), сразу же поднимаются цены на продукты питания. Оба энергетических кризиса – кризис энергетического режима, основывающегося на ископаемые энергоресурсы, и продовольственный кризис взаимосвязаны.

 

   В Мексике в феврале 2007 года повышения цен на кукурузу привели к массовым демонстрациям. Из кукурузы мексиканцы готовят один из основных продуктов питания – кукурузные лепешки. Дело в том, что американский концерн, производящий агродизель (биотопливо из растительных веществ, в данном случае - кукурузы) получил возможность покупать на свободном рынке мексиканскую кукурузу для производства топлива для американских машин.[5] Так стоимость топлива на заправке определяет стоимость пищи для людей.

 

   Беднейшей стране Карибского бассейна - Гаити - социальные конфликты, политическая нестабильность и, прежде всего, экологическое разрушение нанесли такой урон, что здесь произошел продовольственный коллапс – население не может купить продукты питания, цены которых выросли до мирового уровня. В Египте обостряется социальная ситуация – опять-таки в результате безработицы: людям не хватает средств, чтобы обеспечить свои семьи дорогими продуктами питания.

 

   Происходят мятежи голодного населения, как это часто происходило в истории. При этом у людей есть только две возможности выжить: они могут сдаться и попытаться эмигрировать, найти себе убежище в чужой стране и пытаться выжить. Насколько сложно сделать, показывают, например, происходящие каждый день трагедии беженцев на границах Европейского Союза. Другой путь - заявить о себе в своей стране, организовать протесты и попытаться изменить своё положение. В странах, где гарантированы политические права, это – при благоприятных условиях – может получиться законным и мирным путем. Но в большинстве случаев власти, защищающие status quo и не способные даже обеспечить население своей страны доступными продуктами питания, прибегают к насилию против голодных протестующих людей.

 

   Поэтому необходим суверенитет обеспечения продуктами питания (engl. - food sovereignty, deutsch - Ernährungssouveränität, esp. - soberanía alimentaria.[6] Местным крестьянам нужно вернуть право владения землей, должен осуществляться контроль рынков против спекуляций, должны регулироваться финансовые рынки, чтобы предотвратить спекуляции продовольствием и необходимо организовать использование возобновимых источников энергии вместо ископаемых – однако не за счет продуктов питания.[7]

 

    Некогда существовала идея изменения общественного устройства, но в результате «неолиберальной контрреволюции» она сошла на нет. В связи с различными кризисами, которые не только дестабилизируют экономику, но и представляют собой угрозу условиям жизни людей, сейчас как никогда необходимо осуществление идеи об изменении устройства общества.

 

 

 

С другими текстами проф. Э. Альтфатера вы можете ознакомиться на немецком и английском языках на его сайте http://www.polwiss.fu-berlin.de/people/altvater/Aktuelles.html. В ближайшее время планируется также перевести на русский и издать также другие его статьи.

 

 

 



[1]Food and Agriculture Organization of the United Nations – FAO,  http://www.fao.org

[2] Прим. переводчика: Монокультурой называется такой тип ведения хозяйства, когда на одном участке земли обычно выращивается только один вид сельско-хозяйственных растений.

[3] Подробнее об этом смотри ниже.

[4] Movimento dos Trabalhadores Rurais Sem Terra (MST), http://en.wikipedia.org/wiki/Landless_Workers%27_Movement

[5] Прим. переводчика: Цены на кукурузу выросли в три раза из-за того, что в США увеличился спрос на биобензин, который делается из кукурузы. В результате этого на мировом рынке выросли цены на кукурузу. См. статью Hohe Maispreise. Tortilla-Alarm in Mexiko, 1.02.2007,  http://www.cnntv.de/760812.html

[6] Это понятие было введено Движением крестьян „Via Campesina“ на World Food Summit Организации по питанию и сельскому хозяйству ООН  - FAO - в 1996.  http://en.wikipedia.org/wiki/Food_sovereignty

[7] Прим. переводчика: Этого требуют, например, Международное движение крестьян «Via Campesina  http://viacampesina.org/main_en/index.php  Бразильское движение безземельных крестьян „MSThttp://en.wikipedia.org/wiki/Landless_Workers%27_Movement  и Международная некоммерческая организация защиты прав человека «FIAN» http://www.fian.org/     

Comments

[info]tardov wrote:
Jun. 4th, 2008 08:16 am (UTC)
ага...
а про продовольственные карточки слышали уже?
[info]shraibman wrote:
Jun. 4th, 2008 08:20 am (UTC)
Re: ага...
Нет
[info]pinpilinpauxa wrote:
Jun. 4th, 2008 10:02 am (UTC)
Не верю, что что-то изменится. По-моему, цивиллизации конец. Слишком тупые и жадные, чтобы выжить.
[info]haspar_arnery wrote:
Jun. 4th, 2008 11:15 am (UTC)
+1
[info]paisii wrote:
Jun. 11th, 2008 11:58 am (UTC)
+1 !
В подтверждение смотри: http://ecocrisis.wordpress.com/1/br-perspective/
[info]tardov wrote:
Jun. 4th, 2008 10:51 am (UTC)
ну уж нет,
человечество еще подергается, уж будьте уверены
[info]haspar_arnery wrote:
Jun. 4th, 2008 11:17 am (UTC)
Re: ну уж нет,
Не надо путать цивилизацию и человечество. Цивилизации конец это точно. Она зашла в тупик и неспособна разрешить имеющиеся противоречия в рамках существующей системы. А человечество да, еще побарахтается. Средние века, а затем все по новой.
[info]tardov wrote:
Jun. 4th, 2008 11:21 am (UTC)
Re: ну уж нет,
ну все правильно, по Марксу "неспособность разрешить имеющиеся противоречия в рамках существующей системы" требует смены этой системы. Так к комунизму и придем ;-)
[info]igor_83 wrote:
Jun. 4th, 2008 12:37 pm (UTC)
Это действительно большая проблема. С другой стороны, свобода торговли здесь скорее помогает смягчить проблему, т.к. именно в отсутствии свободной торговли происходили катастрофы вроде голода в СССР или маоистском Китае. Возможно, выходом может стать массовое внедрение гентически-модифицированных сельскохозяйственных культур.
[info]shraibman wrote:
Jun. 4th, 2008 04:20 pm (UTC)
Как раз в СССР Голодомор неразрывно связан со свободной торговлей хлебом, который предпочли вывести за границу, на экспорт, дабы обеспечить инвестиции в экономику корпорации СССР, нежели накормить умирающих. С голодом в Камбодже похожая картина, при Красных Кхмерах эта страна стала образцовой капиталистической корпорацией, которая вывозила на экспорт свыше 50% риса, остальное уходило на самопотребление.
[info]igor_83 wrote:
Jun. 5th, 2008 09:18 am (UTC)
Да, но это не свободная торговля, а централизованная государственная торговля. СССР был интегрирован в мировую экономику, но свободы товарного обращения как раз не было.
[info]shraibman wrote:
Jun. 5th, 2008 09:46 am (UTC)
Ее не было ВНУТРИ страны. Просто страна представляла собой единую корпорацию, интегрированную в мировой рынок. А так Голодомор неразрывно связан как раз с последствиями рыночной экономики, как не парадоксально. Голод в Камбодже при красных кхмерах - кстати тоже.
[info]igor_83 wrote:
Jun. 5th, 2008 10:32 am (UTC)
Ну зачем так обобщать? Не с рыночной экономикой, а с интеграцией СССР, страны с нерыночным хозяйством и принудительным трудом, в мировой рынок как поставщика зерна. Если бы в СССР была рыночная экономика и свободный труд, голода бы не было. Т.е. в голоде можно отчасти виниить и мировой капитализм, но уж очень косвенно - развитие страны можно было бы проводить по модели Южной Кореи или Китая Дэн Сяо Пина. Т.е. интеграция в мировой рынок товаров и капиталов должна сочетаться с наличием современных социально-экономических институтов внутри страны - тогда она приведет к росту уровня жизни населения, а не к голоду. В этом отношении я согласен с Бхагвати, который считает злом не свободную торговлю саму по себе, а неправильный характер интеграции в мировой рынок.
[info]shraibman wrote:
Jun. 5th, 2008 01:20 pm (UTC)
1) Ну зачем так обобщать? Не с рыночной экономикой, а с интеграцией СССР, страны с нерыночным хозяйством и принудительным трудом, в мировой рынок как поставщика зерна.

Комментарий
Это не обобщение, а просто более широкий взгляд.
СССР допустимо рассматривать как корпорацию, интегрированную в мировой рынок. Продаем зерно и дргниуе товары на экспорт, инвестируем полученные средства в развитие промышленности. СССР угрожал дефолт, поэтому нельзя было (с точки зрения логики капимтализма) импортировать зерно или полностью свернуть экспорт зерна во вреям голода. Итог - 7 миллионов труппов примерно.

Если бы в СССР была рыночная экономика и свободный труд, голода бы не было. Т.е. в голоде можно отчасти виниить и мировой капитализм, но уж очень косвенно - развитие страны можно было бы проводить по модели Южной Кореи или Китая Дэн Сяо Пина.

Комментарий
Неверно. ЮК и Китай получили иностранные инвестиции в большом объеме и возможность заваливать товарами богатые рынки Запада. СССР не смог привлечь в 20 е годы иностранные инвестиции.
Что касается развития рынка внутри страны, то такой вариант был. Почему его отклонило советское руководство - из геополитических и экономических соображений. Это не позволяло провести бысмтрую индустриализацию и военно-промышленную модернизацию. А это, в свою очередь угрожало превращением СССР в колонию, лишение самостоятельности и собственности руководства этой корпорации.

3) В этом отношении я согласен с Бхагвати, который считает злом не свободную торговлю саму по себе, а неправильный характер интеграции в мировой рынок.

Комментарий
Этот аргумент лишен смысла. Мировой рынок на протяжении всей своей истории носил иерархическимй характер, мировая торговля никогда не была равноправной и нет никаких оснований считать, что она будет другой. Вы знакомы с работами Броделя или Арриги? Почитайте, это избавит от иллюзий.
[info]cobritto wrote:
Jun. 5th, 2008 02:59 pm (UTC)
массовое внедрение генетически изменненных культур это гибель всех.

пчелы уже основной частью погибли от дополнительного гена полученного в результате опыления вот таких вот культур.

что дальше? Энштейн был прав насчет 4 лет?
[info]diditforlulz wrote:
Jun. 5th, 2008 06:01 pm (UTC)
товарищ, простите, но это заявление из разряда "в воду пернул" со степенью достоверности "одна бабка сказала".
ну что вы имели ввиду, говоря, что они погибли от гена? каким образом? от какого? каких культур, блин? их этим геном придавило или они им отравились? это очень плохо - _утверждать_ что-то, не особо разбираясь в предмете, не говоря уже о степени достоверности утверждаемого; я не говорю что это неверно, это неверно с вероятностью 99.9% - написанное вами с научной точки зрения выглядит очень вяло, как будто к результатам некоего отчета о пчелах(примерно знаком с темой, и не факт что там правда) вы решили приплести ужас от ГМП, схожий с тем ужасом, который туземцы испытывали при виде фотоаппарата - ведь он же крадет душу, а ГМП убивают пчел геном. окститесь :)
[info]oleg_shishkin wrote:
Jun. 4th, 2008 08:49 pm (UTC)
Вообще кризис этот дутый и инспирированный. Напоминает чистый сговор. В выпусках новостей меня порадовало что в основном кризисными по голоду были признаны три страны: Гаити, Джибути и Либерия. Думая ясно что это не сыммые большие страны.
Месторождения нефти попреженему в России и попрежену не разработоны. Это прежде всего Таймыр. И это только одно крупное месторождение. Второй Кувейт. Есть и другие. И не только в России. Там же и газ. Простаивает Таймыр потому что наши нефетебароны предоплчитают не вкладывать, а эксплуатировать захваченные советские ресурсы.
Весь кризис придуман. У нас еще спокойных 100 лет.
[info]shraibman wrote:
Jun. 4th, 2008 08:56 pm (UTC)
Я не верю в объяснения наподобие мирового заговора.
Сколько я читал, ряд государств физически не могут нарастить объемы производства энергоносителей необходимыми темпами, чтобы справится с растущими потребностями экономики.
Впрочем, есть точка зрения, что цены на энергоносители носят преимущественно спекулятивный характер.
Ну, допустим есть в запасе еще несколько десятилетий. А потом что?
[info]oleg_shishkin wrote:
Jun. 4th, 2008 09:04 pm (UTC)
А в Монголии правительство в 2005 году обратилось к населению с просьбой прекратить разводить скот.
Его большле чем нужно.
Заговор есть.
В Индии нет голода. В Китае голода нет. В Бразилии тоже. Это крупнейшие страны.
Африка Южнее экватора с минусовым приростом населения (Пандемия малерии, спида и по прежнему Це-це - все вместе смерть).
А потом или лучше сказать сейчас, опять же как в Монголии или в долине Спити в Индии. Солнечные батареи. Эта энергия не используется. Не используется ветер, термальное тепло - ксати на Камчатке, им отоплавиает один дом. А в Исландии вся страна.
Крисиз придуман.
[info]shraibman wrote:
Jun. 4th, 2008 09:34 pm (UTC)
Ну что значит придуман...
Кризис есть, это факт.
Я же не утверждаю, что из него нельзя выйти.
Просто мне кажется, что автор статьи справедливо указал на те проблемы и причины, которые привели к кризису.
А что касается использованяи альтернативных источников энергии, то я лично двумя руками за;)
[info]oleg_shishkin wrote:
Jun. 4th, 2008 09:36 pm (UTC)
Кризис есть. Но не там где его ищут. :)И это не продовольственный кризис. А кризис продовольствия высосаный из пальца используется в качестве арабо-израильской войны, которой сейчас нет, чтоб взвинтить цены. Как это было в конце 70-х и СССР погрел на нем руки.
[info]shraibman wrote:
Jun. 4th, 2008 11:44 pm (UTC)
А что нам дают такие объяснения?
Вот смотрите, объяснение, которое дают специалисты опирается на цифры, свидетельства о голодающих в разных странах мира, включая и Индию (см. текст Альтфаттера), на рациональные рассуждения.
Да, никто не может сегодня с математической точностью сказать, в какой мере рост цен на энергоносители, с которым связан и продовольственный кризис, вызван спекулятивными факторами, а в какой ростом мировой экономики, ростом потребления. Но тот факт, что ведущие нефтяные страны, кроме, может быть, России не в силах радикально увеличить производство энергоносителей тоже признается.
А у Вас концепция заговора. Причины не те, что на виду а злая воля чья-то.
В чем смысл такого объяснения? Вы просто вводите новую сущность, вот и все.
[info]oleg_shishkin wrote:
Jun. 5th, 2008 06:26 am (UTC)
Цифры в Индии мало что значат и часто даже извращены. Там другое предсталвение о математике, расстояниях, количестве. Я там был и не раз и не очень то верю цифрам оттуда. Был я и на севере Индии, и на обоих побережьях. И в пустыне на границе с Пакистаном, может и не в очень сытных местах, но уж точно не голодных.
А сущность не новая - это элемент человеческого эгоизма и паразитической наживы.
[info]cobritto wrote:
Jun. 5th, 2008 02:57 pm (UTC)
всемирные банки во всем виноваты :)

нынешняя цивилизация построенная на прибыли взамен человеческих жизней, обречена на гибель при коллапсе топливной отрасли.

а заговор есть и это реальность. чего только стоит история с федеральным банков в штатах. яркий пример.
[info]shraibman wrote:
Jun. 4th, 2008 08:58 pm (UTC)
В выпусках новостей меня порадовало что в основном кризисными по голоду были признаны три страны: Гаити, Джибути и Либерия.

Комментарий
Это неверно. Эксперты ООН говорят о наступающем цунами голода, который в большей или меньшей степени затронул Египет, Пакистан, Филипины и еще множество густонаселенных стран Азии.
[info]oleg_shishkin wrote:
Jun. 4th, 2008 09:12 pm (UTC)
Египет? Какой именно? Тот что на Синае, где туристы? Или вдоль полосы Красного моря в туристических районах?
А на Филипинах с чего голод? Я думаю экспертам ООН не плохо было бы не сидеть в Нью Йорке а проехаться по этим странам. Даже во время оккупации Филипин японцами голода там не было. Это страна где идеальный климат для фруктов и риса. Если уж Индия провела Зеленую революцию аж в 60-е то и здесь им ничего не грозит.
А Пакистан? Кто имееется ввиду? Кочующее пуштунское население?
Жители плодородного юга? Горцы Кашмира?
Да вы сами подумайте возможно ли это?
Индийцы может и стали больше есть мяса. Но разговор пойдет конечно о мясе птицы - курица, тандури-чикен. Но конечно не говядина и не баранина, не свинина.
Индуист это не ест.
[info]shraibman wrote:
Jun. 4th, 2008 09:37 pm (UTC)
Слушайте, да о чем Вы говорите! Я, например, был в Египте, видел, в какой нищете там люди живут. Поднялись цены на продовольствие, и пошли голодные бунты. ничего удивительного. В этой стране не то что с едой, с водой проблемы. И водяные бунты там тоже не редкость.
И у меня нет никаких оснований не доверять экспертам международной организации и считать все происходящее заговором.
[info]oleg_shishkin wrote:
Jun. 4th, 2008 09:45 pm (UTC)
Но Евроньюс про бунты в Египте не говорит. Вон и в Индии вроде нищета, а однако ж все накормлены.
Думая их гланая "нищета" - сопротивление вестернизации. Я тоже был в Египте и видел нищих. Но это для нас они нищие. А там они уважаемые люди, кстати вполне довольные своим пропитанием.
[info]shraibman wrote:
Jun. 5th, 2008 01:23 pm (UTC)
Голодные бунты в Египте это реальность. Об этом сообщают арабские СМИ и не только. Евроньюс много о чем может умалчивать
[info]oleg_shishkin wrote:
Jun. 5th, 2008 03:03 pm (UTC)
А в Европе кризис перепроизства продуктов питания.
Пусть им туда и отошлют.

Profile

[info]shraibman
shraibman

Latest Month

July 2009
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com