?

Log in

Previous Entry | Next Entry


Известный итальянский революционер, левый коммунист Амадео Бордига, отмечал, что он ненавидит фашизм за многое, в том числе за то, что тот породил антифашизм.
Лично я не отношу это замечание к тем ребятам, которые рискуя жизнью, атакуют фашистов на улицах.
Но как идеология, а не как непосредственная атака на фашистов, антифашизм - это буржуйский скам. Антифашизм - это прежде всего идеология группировки империалистически держав-победителей во второй мировой войне, призванная доказать, что фашизм является предельным, крайним злом. 
Нет спору, Третий рейх был омерзительной системой господства и эксплуатации, поддерживавшей привилегированное положение правящих классов. Но то же самое можно сказать о СССР или английской колониальной империи, которая, кстати, служила Гитлеру образцом для подражания. Мы еще коснемся этой темы, когда поговорим о британских корнях немецкого нацизма.
А пока предлагаю вниманию читателей, интересующихся политикой Третьего рейха, статью о социальной политике нацистов, о том, каким образом им удалось привлечь на свою сторону миллионы немцев.
В некоторых современныъх европейских странах буржуазные антифашисты ввели законы, репрессирующие тех, кто пишет об успехах нацистской социально политики в 30е годы. Скажем, Вы можете писать о подъеме британской или американской экономики, но вы не имеете права оценивать нацистскую экономику в категориях успеха и достижений. Это - часть идеологии правящих классов, которые, прикрывыаясь нацизмом, какак "предельным злом", у которого никаких достижений быть не может, имеют право на любые выходки.
Вот, например, история о модераторе, уволенном с работы за фразу об успехах нацистской социальной политики http://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/0,1518,508095,00.html ... я, впрочем, не понимаю по-немецки и не знаю, в точности, что там произошло, так мне во всяком случае рекомендовал эту статью один буржуазный антифашист.
А ниже читаем статью о социальной политике нацистов. Любопытны Ваши оценки и комментарии.

в.с.

Социальная политика нацистов

Та быстрота и видимая лёгкость, с которой Гитлер превратился из главы коалиционного кабинета парламентской республики в "фюрера", диктатора унифицированного в политическом отношении государства, не снимала с повестки дня вопроса о завоевании доверия немцев. Главную цель политики нацистский лидер видел в подготовке и ведении войны, сами понятия "политика" и "война" были для него неразрывны. Однако при этом он помнил и об уроках Первой мировой, главный из которых, на его взгляд, заключался в том, что именно антивоенные настроения в тылу лишили Германию победы, которую ей практически обеспечила армия на фронте. Этот вывод являлся спорным, но Гитлер оценивал ситуацию именно так. Поэтому он не хотел бы её повторения в ходе новой войны, которую будет вести Германия под его руководством. Отсюда - то внимание, которое уделялось в Третьем рейхе (таково было полуофициальное название гитлеровского государства) социальной политике.
Важнейшей социальной проблемой, доставшейся Гитлеру в наследство от Веймарской республики, являлась безработица и тесно связанный с ней массовый пессимизм. Именно на обеспечение занятости и привитие массам социального оптимизма были в первую очередь направлены усилия вождей Третьего рейха. И надо признать, что эта проблема была решена ими достаточно эффективно.
За годы правления нацистов были созданы миллионы рабочих мест, обеспечена почти полная занятость населения. 
Своего рода символом преодоления безработицы в Германии стало строительство скоростных автомобильных дорог - автобанов. Это был именно символ, миф, ибо в реальности число занятых в этом проекте рабочих никогда не превышало 250 тыс. человек (что не мешало пропаганде увеличивать их количество до 600 тыс.) Но значение этого символа было очень велико. Строительство таких дорог, ставшее актуальным в условиях быстрого развития автотранспорта, олицетворяло новую ступень цивилизации, менявшей природный ландшафт.
11 февраля 1933 г. на берлинской международной автомобильной выставке Гитлер сказал: "Если раньше жизненный уровень народа измерялся протяжённостью железных дорог, то в будущем он будет определяться протяжённостью автомобильных дорог."
Впервые такая магистраль - "автострада", соединившая Милан с верхнеитальянскими озёрами, была построена в 20-е гг инженером Пьеро Пуричелли прии поддержке Муссолини. В США строительство аналогичных дорог,"хайвэев", развернулось в годы "Нового курса" Франклина Рузвельта, причём там при этом тоже преследовалась цель занять на этих работах безработных.
В конструкцию автобанов были внесены все те элементы, которые стали непременной принадлежностью скоростных автодорог на многие десятилетия вперёд: две многополосные дороги с разделительной полосой между ними и остановочной полосой справа; разноуровневые развязки, специальные живописные площадки для отдыха путешествующих. Автобаны называли «Пирамидами Третьего рейха», люди из других стран приезжали полюбоваться на это творение инженерного искусства. К маю 1939г было построено около половины из запланированных 6900 км скоростных автодорог.
При этом большого хозяйственного значения автобаны Третьего рейха не имели, ибо массовой автомобилизации населения ещё не наступило. Отсутствовало у них и военное зачение, т.к. наиболее удобным способом перемещения армий в 30-е годы являлись железные дороги.
По подсчётам экономистов, уровень жизни немецких рабочих после 1933г не вырос по сравнению с периодом, предшествующим наступлению мирового экономического кризиса. 
Однако нацистский режим нашёл пути завоевания популярности в среде трудящихся. Заменивший распущенные профсоюзы
"Немецкий трудовой фронт" реализовывал многочисленные программы, преследующие цель улучшения условий труда и отдыха рабочих.
В массовых масштабах на предприятиях производилось
озеленение, цеха оснащались большими, пропускающими больше света окнами, оборудовались душевые и столовые для рабочих, устраивались спортивные площадки.
Целью этих мероприятий являлось повышение престижа труда рабочих, формирование у них чувства радости и оптимизма.
Одним из важнейших достижений социальной политики нацистов стало развитие практики отдыха трудящихся. Вскоре после своего прихода к власти они увеличили минимальный годовой отпуск промышленного рабочего с 3 дней до 6 (для молодёжи -до 7), одновременно широко пропагандируя доступные отпускные путешествия и экскурсии. Этими вопросами ведала созданная в рамках ДАФ организация "сила через радость". Её деятельность отличала многогранность и быстрые видимые результаты. Так, считавшеся ранее уделом буржуазии виды спорта и активного отдыха становились доступными для рабочих. Например, это относится к парусному спорту и горным лыжам. Однонедельный курс занятий первым, включая услуги инструктора, стоил 50-60 марок. Вторыми (также включая инструктора, плюс проживание, питание, инвентарь и расходы на дорогу) - 23 марки. При этом средняя зарплата в Германии в это время составляла около 170 марок.
Цены для отпускников удерживались на доступном уровне за счёт многочисленных специальных скидок. Так, в железнодорожном вагоне третьего класса едущий в отпуск мог купить билет на 50-75% дешевле; аналогичная ценовая политика действовала и в отношении гостиниц и питания. При этом уровень комфорта намеренно снижался, чтобы сделать доступными для рабочих развлечения, которые в то время считались прерогативой лишь буржуазии и аристократии.
Наглядным примером этого может служить морской туризм. В этот, считавшийся самым элитным вид путешествий, нацисты с помощью "Силы через радость" также вознамерились вовлечь рабочих.
В результате недельный круиз на Мадейру, который стоил ок. 400 марок, в случае покупки путёвки в "Силе через радость", обходился немногим дороже 150. Пользовались популярностью и более доступны морские путешествия. За 55 марок можно было совершить пятидневное плавание в Норвегию, а ещё за более скромную сумму - однодневное на остров Гельголанд. Организовывались просветительские экскурсии в Венецию, Неаполь и Афины.
Первоначально для таких "вылазок" арендовались старые, плохо приспособленные суда: с душными спальными залами и самым примитивным санитарно-гигиеническим оборудованием. Затем 1 мая (этот день, в который рабочие разных стран проводили акции борьбы за свои права, в Третьем рейхе был объявлен государственным праздником -Днём национального труда ) 1936г в Киле были заложены два современных лайнера-близнеца водоизмещением по 25 тыс. тонн: "Вильгльм Густлов" и "Роберт Лей". Однако их внутреннее устройство существенно отличалось от пассажирских лайнеров, строившихся в то время в других западных странах. Их интерьеры не поражали глаз изысканностью и роскошью; не было и деления кают по классам. Зато их вместимость была увеличена до 1600 пассажиров, которые, имея минимально необходимые удобства, могли путешестовать на этих кораблях за умеренную плату. В конце второй мировой войны, 30 января 1945г, "Вильгельм Гутлов" был потоплен советской подводной лодкой в бухте Данцига, когда был до отказа наполнен эвакуируемыми в Германию. Это стало крупнейшей по числу жертв морской катастрофой в истории.
Разумеется, не все рабочие могли себе позволить заграничный морской круиз. Однако номенклатура предлагаемых м путешествий была достаточно обширной, что называется, "на любой кошелёк". Так, можно было совершить однодневную просветительскую экскурсию в "немецкий Париж"-Лейпциг всего за 4,5 рейхсмарки, включая поезд, обед, план города и расписание работы выставок. "Сила через радость" также организовывала поездки рабочих на Байрейтский фестиваль музыки Вагнера. Недельное пребывание по этой льготной путёвке стоило 65 рейхсмарок и включало в себя три концерта, ночлег, питание.
О массовости распространения подобных туров свидетельствует следующая статистика: в 1934г в туристических путешествиях приняли участие 2,3 млн. жителей Германии, в 1935г - 3 млн, в 1936-м - 6 млн., в1937-м - 9 млн., а в 1938г - 10,3 млн.
Важной целью гитлеровской политики было установление классового мира между работниками и работодателями.
Законом об организации национального труда от 20 января 1934г на предприятиях вводился фюрерский принцип: предприниматель объявлялся "вождём", а рабочие считались его "дружиной". Стачки и локауты полностью исключались, а взаимоотношения работодателя и работников регулировались специально созданным государственным арбитражем.
В нацистском движении важное место занимал культ молодости. Поэтому воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение.
Центральная роль в решении этой задачи принадлежала организации "Гитлер-югенд", созданной в 1926г. После прихода нацистов к власти она сумела поглотить все другие молодёжные объединения консервативной и патриотической направленности, достигнув в своей сфере той же унификации, что отличала нацистов во всех областях.
Лидер "Гитлер-югенда" Бальдур фон Ширах в своей деятельности руководствовался принципом: молодые должны руководить молодыми. Это в полной мере относилось и к нему самому, ибо ключевую позицию в молодёжном движении он занял в 26-летнем возрасте. И в дальнейшем "Гитлер-югенду" удалось сохранить некоторую (очень, впрочем, относительную в условиях тоталитарного государства), автономию в окружении "взрослых" организаций Третьего рейха, строя свои отношения с ними на договорной основе. Это не могло не способствовать повышению престижа этой организации среди немецких подростков, более 90% которых состояли в ней в 1936г. Разумеется, эта массовость была следствием не свободной конкуренции за симпатии молодого поколения, а запретов альтернативных молодёжных организаций, последними из которых стали католические объединения, просуществовавшие до 1937г.
Но в "Гитлер-югенде" молодёжь находила много того, что искренне могло её увлечь. Это могли быть различные кружки и секции, где подростки знакомились со сложной техникой: мотоциклами, автомобилями, планерами, различными моделями. Или походы по незнакомым местам, помощь в поддержании общественного порядка, пребывание в загородных лагерях и т.д.
Попутно происходила индоктринация подростков идеями национал-социализма, которые искусно переплетались с обычными для подобных организаций патриотическими мотивами.
Если в отношении рабочих и молодёжи нацисты проводили активную, динамичную политику, то в отношении крестьян и женщин их политика была, напротив, подчёркнуто консервативной. Подобная линия вытекала из идеологии национал-социализма, его антимодернистской направленности.
Так, с самого своего прихода к власти гитлеровский режим последовательно выступал за вытеснение женщин из сферы экономики в сферу семейно-бытовую. По мнению новых руководителей Германии, роль женщины в государстве должна сводиться к двум функциям: хранительница домашнего очага и мать. Это убеждение резко противоречило сложившейся ко второй трети ХХ в. тенденции на эмансипацию женщин, предоставление им равноправия с мужчинами в экономике и общественной жизни. Однако подобный антифеминизм находил определённую поддержку в обществе, в т.ч. – и среди женщин.
Что касается политики в отношении крестьян, то в ней нацисты стремились отойти от рыночных принципов. 17 миллионов крестьянских хозяйств, объединённых в рамках "имперского продовольственного сословия", получили закон, согласно которому крестьянские дворы были объявлены неотчуждаемой собственностью, т.е. хозяева не могли их лишиться ни при каких обстоятельствах. Впоследствии правительством рейха неоднократно снижались налоги, которыми облагались крестьяне, регулировались цены на их продукцию и предпринимались другие протекционистские меры.
Оценивая социальную политику нацистского государства в 30-е годы, можно сказать, что в целом она была направлена на завоевание симпатий широких слоёв населения Германии и этих своих целей достигла. Вкупе с другими достижениями гитлеровского режима в этот период (прежде всего - в области внешней политики) это способствовало формированию "национальной общности" немцев, декларирование необходимости которой составляло важнейшую часть национально-социалистической пропаганды.
Можно признать, что социальное равенство и благополучие (реальное или обещанное в перспективе) для большинства немцев служили достаточной компенсацией утраты свободы.
А та практика "социального подкупа", в которую на деле превратилась социальная политика Третьего рейха, значительно снизила для режима необходимость террора, который носил в нацисткой Германии не столь массовый характер, как в большевистской России, и бы направлен, главным образом, против убежденных противников власти и "расово неполноценных" групп населения.

 

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
bolognafan
May. 31st, 2008 12:11 pm (UTC)
имхо самый интересный вопрос это всегда о том, кто за это счасте заплатить...

и в этом плане социальная политика нацистов весьма примитивная - они брали куча валютных взяймов, которых они никогда не собирались заплатить.

Чем то похож на политики республиканцев США, различие только в том что республиканцы в основном только резут налогов от богатых, и в отличие от нацистов вообще не задумались о том, куда нападать когда наступает время возврата.

shraibman
May. 31st, 2008 12:50 pm (UTC)
имхо самый интересный вопрос это всегда о том, кто за это счастье заплатить...

Комментарий
А все просто, Гетц Али ответил на эти вопросы, исследовав финсовую отчетность рейха.
В Германии в 30е годы был кризис, государство в результате крединтной и социальной политики Гитлера оказалось на грани финансового краха. Оплатили расходы евреи, которых это государство ограбило. Потом расходы Гитлера на ведение войн и социальной политики оплачиволо ограбляемое население оккупированных территорий.
Но не думайте, что Третий рейх отличался от других государств в смысле поиска источников финансирования. Английская империя, бывшая для Гитлера объектом подражания, ограбила половину мира, чтобы развить свою промышленность.
id_j1984o
Jun. 2nd, 2008 06:18 pm (UTC)
Оплатили расходы евреи, которых это государство ограбило.

это что за класс такой???
shraibman
Jun. 2nd, 2008 07:10 pm (UTC)
Класс? А почему Вы решили, что евреи - класс? Я где-то написал о том,Ю что они - класс?
v_zajets
Jun. 2nd, 2008 07:34 pm (UTC)
Он считает, что евреев, русских, украинцев, немцев и т.д. не существует. Происки буржуазии с целью затуманить понимание пролетарского интернационализма. ;-)
Я надеюсь, что верно истолковал позицию 1984. :-)
shraibman
Jun. 2nd, 2008 08:02 pm (UTC)
Так беда в том, что нацисты думали иначе...;(
id_j1984o
Jun. 3rd, 2008 03:47 pm (UTC)
просто я не совсем понял, что подразумевалось под "евреи". банкиры, промышленные магнаты, мелкие предприниматели или рабочие?
shraibman
Jun. 3rd, 2008 03:48 pm (UTC)
Все, кого нацисты считали евреями. Представители всех перечисленных категорий входили в указанное множество.
id_j1984o
Jun. 3rd, 2008 05:02 pm (UTC)
династия варбургов, например, не пострадала. если верить некоторым статьям.
вообще интересно насколько от нсдап пострадала буржуазия. у меня такое ощущение, что ни одна крупная рыба, несмотря на своё "еврейство", "славянство", "англо-саксонство" и тд не пострадала. и даже наоборот именно ими осуществлялся контроль.
takatora_ya
May. 31st, 2008 11:03 pm (UTC)
Мне очень нравится Ваш подход к такому деликатному вопросу - без ханжества, без надуманного патриотизма, но за то со здоровой честностью и безжалостной остротой понимания механизма проведения всех таких "акций" Мда... я редко, почти никогда, нахожу понимание, когда заговариваю на эту тему.. Может я не могу быстро и четко сформулировать свое отношение, а люди только услышав тему, уже сразу выстраивают стену отрицания.. Вы большой молодец, что говорите об этом! И, на мой взгляд, вам это хорошо удается.
shraibman
Jun. 1st, 2008 05:33 pm (UTC)
Спасибо!
laplandian
Jun. 1st, 2008 07:26 pm (UTC)
Спасибо, интересная статья.

Автоматический переводчик Babelfish более-менее читабельно переводит страницы с немецкого на английский и французский. Кроме того, он позволяет переводить с китайского, корейского, японского, греческого, испанского и ряда других языков.

Из всех бредовых антифашистских законов, всего меня больше удивляет принятый в Германии запрет свастики. Три года назад немецкое правительство безуспешно попыталось навязать этот запрет всему Евросоюзу. Интересно, как по немецким законам расценивается вот такой знак:



Это иллюстрация из каббалистического комментария "פרשת אליעזר" раввина Лейзера Фишла из Стрижова (Стрижовки) к весьма таинственной и древней эсхатологической книге "ספר קרנים". Автор жил в 18 веке, в маленьком местечке житомирской губернии, однако был прекрасно знаком с солнечным символизмом свастики. Трудно придумать более яркий солярный символ. Иллюстрация выполняет роль медитативного и магического символа, способствующего познанию циклической природы развития Вселенной. Любопытно, что многие детали книги практически в точности совпадают с шиваитской и тибетской космологией.

Кстати, к слову о провокативных символах. Вопрос знатокам: угадайте, что это за флаг? :-))

shraibman
Jun. 1st, 2008 09:37 pm (UTC)
???????????
laplandian
Jun. 1st, 2008 11:04 pm (UTC)
Это флаг Караманидов, одной из самых сильных и долговечных тюркских династий в Анатолии, процветавшей в 13-15 веках. В качестве символа для своего эмирата Караманиды выбрали исконный средневековый мусульманский символ: звезду Давида (наджмат Дауд), известную также как печать Соломона (хатэм Сулейман).
shraibman
Jun. 2nd, 2008 10:06 am (UTC)
Круто
laplandian
Jun. 2nd, 2008 02:35 pm (UTC)
Гексаграммы были распространены в Европе и Азии еще в бронзовом веке. До конца 18 века шестиконечная звезда считалась знаком удачи, оберегом от злых сил. Мусульмане и евреи считали ее общим наследием, восходящим ко временам Давида и Соломона. Согласно народным легендам, Соломон запечатывал с помощью этого знака джиннов и демонов. В восточных религиях, а также в Каббале, суфизме и христианском оккультизме, шестиконечная звезда означает объединение мужского и женского начала, единство противоположностей и циклическое развитие вселенной.

Интересно, что менора тоже не рассматривается в Каббале как национальный символ, хотя она служит "опознавательным знаком" евреев в течение 3000 с лишним лет. Семь свечей символизируют разные уровни сознания и космоса, дни недели, лицо человека и прочие универсальные вещи.

Превращение символов в национальные и религиозные "торговые марки" - относительно новый феномен, связанный с национализмом. До 18 века, по-видимому, никому не приходило в голову присваивать себе абстрактные знаки.
czerniec
Jun. 2nd, 2008 09:59 am (UTC)
Спасибо, товарищ Шрайбман, что освежаешь замалчиваемую с одной стороны и пропагандируемую с другой (неонацистской) тему. Устроить сытую жизнь в отдельно взятой стране можно. Вопрос, как ты правильно подметил, в цене, которую за это приходится платить. И платить приходится а) жизнями инородцев и б) собственной свободой. Однако, если исключить а) - разве подавляющее большинство людей не согласилось бы на подобный сценарий? Более того, нет ли в современном капитализме потенций осуществить эдакий социальный рай-свиноферму? Что мешает ему рационализировать хозяйство кроме пресловутой "анархии рынка"? Так уж ли неправ А.Зиновьев в своих прогнозах о грядущем "коммунизме", под которым он понимал нечто вполне сходное с доведённым до логического предела советского строя или, м.б. даже национал-социализма?
shraibman
Jun. 2nd, 2008 10:06 am (UTC)

Более того, нет ли в современном капитализме потенций осуществить эдакий социальный рай-свиноферму?

Комментарий
Да похоже, что современный капитализм как раз рзвивается в ином направлении, в направлении дикого капитализма 19 века с бесправием и нищетой громадной массы трудлящегося населения, с правлением олигархии, которая кичится своей роскошью и презирает низы. Таковы последствия глобализации.
id_j1984o
Jun. 2nd, 2008 06:21 pm (UTC)
золотой миллиард?
alice_voronova
Oct. 27th, 2012 05:51 pm (UTC)
Очень интересная тема, но хотелось бы получить ссылки на источники.
shraibman
Oct. 27th, 2012 06:47 pm (UTC)
Автор - историк В.Столов.
Истолчники работы Олега Пленкова и Гетца Али.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

shraibman
shraibman

Latest Month

June 2016
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com