?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«РЕФОРМА» ОБРАЗОВАНИЯ:  

К. Ладогин, историк.

 

Работаю я в неплохой школе, имею высшую учительскую категорию. Настало время переаттестации, и отправился я на курсы повышения квалификации учителей. Первая же лекция повергла меня в такой ужас, какой я не испытывал, наверное, с 1993 года. Два хорошо упакованных, очень благополучных человека лет пятидесяти, один профессор, другой кандидат (педагогических наук, разумеется) очень бодро и совершенно серьезно рассказывали вещи, от которых у меня, да и у весьма либеральных в политическом смысле учителей, присутствовавших в аудитории, шевелились волосы на голове. Временами раздавались нервные смешки. Следует пояснить, что оба лектора еще и успешно зарабатывают деньги в фирмах, занятых «мониторингом качества образования».

Эти двое излагали цели и задачи среднего образования в России,официально утвержденные на уровне правительства. Главными авторами их являются Греф, Кудрин и Фурсенко. Фурсенко - министр образования, но появление в этом списке Грефа и Кудрина нуждается в пояснении.

Оказывается, в 2004 г. правительство РФ пришло к выводу, что система образования не может сама себя реформировать. Следовательно, надо «продавить, то есть сломать эту систему, извне» (все места в кавычках являются точными цитатами речи лекторов). Поэтому пригласили Грефа и Кудрина.

 

Отправной точкой этой «реформы» стал 2000 год, когда по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Правда, понятие «качества образования» здесь употребляется в не совсем привычном нормальным людям смысле. Тут полагают, что «качественное образование» это такое, которое можно непосредственно применять в повседневной жизни. Понятно, что научное мировоззрение, которое вырабатывала советская школа, невозможно применить для торговли помидорами на рынке. Большим недостатком старой системы оказалось и то, что 90% знаний, получаемых школьником, были выработаны до 1950 г. и эти знания являются слишком «академическими».

Итак, руководство страны решило сделать наше образование «современным». Прежде всего, было четко сформулировано желаемое (реформаторами) место России в мире. Россия – это не страна, поставляющая ресурсы и гастарбайтеров, как Украина и Молдавия, но в то же время и не страна с инновационной (то есть основанной на внедрении новых технологий – прим ред.) экономикой (к таким счастливым землям относятся США, Швейцария и др.), а государство, в котором производится то, что изобретается в «первом мире». Следовательно, России нужны не научные работники, а квалифицированные рабочие. А наш народ хочет в ВУЗы – сейчас туда поступает 65% выпускников школ.

Значит, следует переломить ситуацию. Официально была поставлена задача сделать так, чтобы в ВУЗ поступало не более 30% выпускников, еще 45% -в колледжи (бывшие техникумы), 20% - в технические лицеи (ПТУ), ну а 5% остаются на тех, кто никуда после школы учиться не пойдёт. Одновременно ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему, так как только на 2-3 года можно прогнозировать потребность в специалистах с «высшим образованием». «Приоритет государства состоит в том», чтобы количество магистров было не более 10% от выпущенных бакалавров. Простой расчет – 30% выпускников школ поступают в ВУЗы, из них менее 1/10 попадет в магистратуру. Итог – менее 3% выпускников школ получат «полноценное» высшее образование, впрочем, полагаю, несравнимое с нормальным пятилетним. В марте 2007 г. принят закон, окончательно вводящий двухуровневую систему высшего образования. При этом государство гарантирует возможность получения бесплатно только бакалаврского «высшего образования». В магистратуре, «в идеале», придется учиться за деньги. «Система образования должна быть построена так, - говорили нам, - чтобы человек, окончивший любую ее ступень чувствовал себя недоучившимся».

С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании (вместо обязательного 9-летнего неполного среднего). Нам прямо разъяснили, что это предвыборный ход, и что «наше государство, по своему экономическому развитию, неспособно содержать 11-летнее среднее образование». Для сокращения расходов на образование (что якобы является «целью любого государства) будет найден обходной путь. Уже 11 сентября 2007 г. Государственная дума должна рассмотреть разработанный министерством образования федеральный стандарт среднего образования. В этот стандарт включен объем образования «примерно на три с минусом». Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально «не предусматривает  возможности поступления в ВУЗ». Все дополнительные занятия войдут в «школьный компонент», который будет оплачиваться родителями. То есть подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной. Лектор сообщил нам, что любая семья может тратить 10-20% своего дохода на образование. На вопрос юной и наивной учительницы: «А если этого не хватит?» - ей ответили: «Надо больше зарабатывать!»

Одна из задач, которая официально ставится перед учителями, - «сделать так, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в ВУЗ и стал делать горизонтальную карьеру», ведь «в Германии, стране автомобилей, самая престижная профессия - автомеханик». Кроме того, мы узнали, что сын нашего лектора, «профессора с молодых ногтей», поступил в институт («ну, вы понимаете, я там договорился»), был исключен из ВУЗа со второго курса и пошел торговать спортивной одеждой, а теперь «он состоялся и хочет стать театральным критиком, просто для души».

По новому стандарту следует отказаться от: научности, фундаментальности и системности образования старой советской школы, так как то была «конвейерная система, при которой школьник терялся за предметами»… Надо исходить из «практикоориентированности», полезности получаемых знаний и модульности (у школьника должен быть «индивидуальный образовательный маршрут». Среди необходимых качеств, которые «новый учитель» должен привить ученикам фигурировало «критическое мышление». Кто-то спросил: «Если школа теперь должна воспитывать сборщика автомобилей, то зачем нужно критическое мышление?» Лектор разъяснил, что под «критическим мышлением» здесь понимается умение рационализировать свою производственную операцию, и более ничего!

Еще мы узнали, что «олимпиадники и медалисты государству не нужны – это личные достижения школьников», а государству нужно поголовное освоение того самого стандарта, который «на три с минусом», а также:- чтобы выпускник был физически здоров, «ну, чтобы торс у него был,как у нашего президента»;- чтобы он работал (имеется ввиду, работал руками, а не головой, ведь наука в России этим стандартом не предусмотрена), чтобы он не «сидел на шее у государства».

С этой целью было решено ввести пять новшеств:- нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;- сетевую организацию образовательной системы;- независимую оценку качества образования;- государственно-общественное управление образовательными учреждениями;- новую систему оплаты труда педагогов.

Начнем по порядку. Под «нормативно-подушевым финансированим образовательных учреждений» подразумевается то, что на каждого ученика средней школы будет выделено равное финансирование. Эти деньги будут идти в те школы, где фактически учатся данные ученики. Школа теперь должна «жёстко пиарить себя и заманивать детей». Директор должен стать финансовым менеджером, а вот завуч – «представителем государства в школе, таким комиссаром». Он не должен «сливаться с коллективом учителей». Ему вменяется в обязанность ежемесячно проводить проверки знаний учащихся по специальным тестам и отсылать данные «наверх».

«Будет создана Федеральная служба завучей (ФСЗ), в масках и с автоматами» - грустно пошутил присутствовавший на лекции директор нашей школы.

Под «сетевой организацией образовательной системы» понимается внедрение в образование «идеологии системы услуг». То есть учитель продает услуги, а государство или родители их покупают. В рамках этой «идеологии» проводится, например, закрытие сельских школ. Детей возят в большой поселок на автобусе, а то, что деревня без школы умрет – конечно, никого в правительстве не волнует.

«Независимая оценка качества образования» - это, понятно, ЕГЭ. В 2009 году ожидается полная победа этой системы тестирования. Пятнадцать основных предметов будут повсеместно переведены на ЕГЭ. Вопрос о том, как быть с Дагестаном, где, как известно, оказались лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в России, при том, что эти «отличники» еле знают русские буквы, ответа мы не дождались. Зато узнали, что лучше всего реформирование образования идет в Якутии.

«Государственно-общественное управление образовательными учреждениями» подразумевает создание управляющего совета школы, состоящего на 50% из родителей, на 25% из учителей и на 25% из «представителей общественности». Этот совет будет определять содержание «школьного компонента» в программе школы, то есть решать – будет это бесплатная школа для бедных, без всяких шансов на поступление выпускников в ВУЗ, или это будет дорогая школа для богатых. Кроме того, директор ежегодно будет представлять какой-то «публичный доклад» о деятельности школы, чтобы сделать ее «полностью прозрачной».

«Новая система оплаты труда педагогов» - это просто шедевр. Теперь
стаж не будет учитываться вообще. Зарплата учителя будет состоять из трех частей: - базовая часть - оплата по 2 р. 50 коп. (два рубля пятьдесят копеек)за каждого ребёнка в классе за 1 урок. В стандартном классе сейчас около 25 человек, стандартная нагрузка учителя 18 часов в неделю.

Учитывая, что оплачивать будут 35 недель (245 учебных дней) в году, а размазана эта сумма будет на все 365 дней, в месяц выходит (за вычетом налогов) 2815 руб.

Здесь нам сообщили, что при развитии компьютерных технологий, учителя можно будет вообще «убрать», сведя процесс обучения к дистанционному тестированию и поиску в Интернете. Тогда один учитель сможет одновременно работать хоть со 100 учениками и получать в четыре раза больше, чем сейчас.

1. Компенсационная часть:

а) Надбавка до 15% за особые условия труда по КЗОТу. Уж не знаю, в нетопленном классе, наверное, надо заниматься, чтобы получить эту надбавку?

б) Повышающие коэффициенты за квалификацию. У учителя высшей категории они будут составлять 25% базового оклада. При этом будет проведена переаттестация учителей с тем, чтобы понизить количество учителей высшей категории с 20% от общего числа учителей до 3-5%. Ну а «кандидаты наук и разные заслуженные учителя вообще вредны для школы» - поделился с нами лектор.

в) Коэффициенты за деление класса – их получат, например, учителя иностранных языков. Но, если класс делится на две группы – учителя получат увеличение оплаты за 1 школьника за 1 час всего в полтора раза. То есть времени они потратят столько же, сколько при работе в полном классе, а денег получат на 25% меньше.

2. Стимулирующая часть должна будет выплачиваться учителям из особого фонда в размере 30% от общего фонда зарплаты данной школы по решению «родителей и представителей общественности, входящих в состав Управляющего совета школы». «Учитель может получить практически второй оклад, но только за счет других учителей»; «Учитель может развиваться, но для этого надо идти по головам» - сообщили нам.

Окончательным издевательством прозвучал в конце тезис о том, что учителю необходимо «призвание» для работы в школе. На вопрос, как это понимать, ответили, что «все равно хорошо платить в школе не будут»! Кроме того, «новому учителю» нужны «дисциплина», чтобы он учил строго по стандарту, а также «инициативность», чтобы он мог придумать, как вложить этот стандарт в голову каждого. Наконец, в завершение нам было сообщено, что «мы живем в эпоху постмодерна, а сейчас главное – игра. Вот и будем играть по новым правилам. Не надо портить себе нервы». На реплику из зала: «Детей жалко», последовал ответ: «Они тоже должны научиться играть!»

Я шел с лекции о «реформе образования» и вспоминал речи Адольфа Гитлера: «Вообще, человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать!.. В школе нужно давать только общие знания, которые послужат фундаментом для специальных знаний. Я переориентирую образование на обучение главному. События громоздятся одно на другое. Какая же голова должна быть у ребенка, чтобы освоить историю родного края, историю страны в целом, да еще и историю рейха?.. Мозг не в состоянии вобрать все это в себя… Нет никакого смысла учить всех детей в средней школе двум языкам... Зачем мальчику,который хочет заниматься музыкой, геометрия, физика, химия? Что он запомнит из всего этого? Ничего. От любого подробного изложения следует отказаться… Если у кого-то проявляется в какой-либо области ярко выраженный талант, зачем требовать от него еще каких-то знаний? Пусть дальше работает по своей специальности!... Я в основном учил лишь 10 процентов того, что учили другие. Я очень быстро расправлялся с уроками…» (Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск: Русич,1998. С.96-98. 7 марта 1942 г.)

Подельник Гитлера Генрих Гиммлер писал в мае 1940 г. в меморандуме «Об обращении с инородцами на Востоке»: «Для ненемецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот,написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть».

Что ж, Гитлер и Гиммлер нашли достойных преемников в лице Грефа, Кудрина, Фурсенко и Путина. Не исключено, что и конец их ждет одинаковый.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
chervinskij
Jan. 26th, 2008 05:23 pm (UTC)
Прочитал все внимательно. Так и не понял - это сатира или действительно реальное положение вещей? В последнее ум верить отказывается категорически!
shraibman
Jan. 26th, 2008 05:25 pm (UTC)
Это к сожалению не сатира...
А что Вас удивляет?
(no subject) - shraibman - Jan. 26th, 2008 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Jan. 26th, 2008 05:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pochem_halva - Jan. 27th, 2008 12:51 pm (UTC) - Expand
shraibman
Jan. 26th, 2008 05:24 pm (UTC)
Вклад Церкви в дебилизацию населения
amon_leopold
Jan. 26th, 2008 05:48 pm (UTC)
я в шоке
я просто в шоке

и рад бы посмеяться, да не могу
shraibman
Jan. 26th, 2008 05:53 pm (UTC)
Ничего смешного, к сожалению, нет.
Правительству нужно, чтобы школа выпускалда дебилов, которые способны производить механические операции и убеждены в том, что биология - лженаука, а бог сотворил мир за 7 дней.
jaschil_14hane
Jan. 26th, 2008 05:53 pm (UTC)
образование
та же картина в греции. очень много внимания уделяется религиозному воспитанию (только православному, остальное запрещено). курсы, вузы - платное...и каков уровень греческой науки - сами решите! а что до культуры - ежегодно из страны бегут писатели и художники и проч.среднестатистический грек - суеверный ксенофоб...отличное направление развития!
shraibman
Jan. 26th, 2008 05:56 pm (UTC)
Re: образование
Ну понятно. Вопрос в том, как в этой ситуации давать образование детям, если нет денег на платное образование...
Re: образование - amon_leopold - Jan. 26th, 2008 06:11 pm (UTC) - Expand
Re: образование - jaschil_14hane - Jan. 26th, 2008 06:54 pm (UTC) - Expand
Re: образование - ksen_ka - Jan. 26th, 2008 10:56 pm (UTC) - Expand
Re: образование - muranoff - Apr. 2nd, 2008 09:26 pm (UTC) - Expand
laplandian
Jan. 27th, 2008 12:53 am (UTC)
Мой друг в 1990-е годы бросил пединститут, поскольку образование стало никому не нужным, и выучился на столяра, специальниста по кладке русских печей и еще нескольким профессиям. Потом он решил все-таки получить формальное образование, и года 3 назад закончил филфак СПбГУ, получив красный диплом с отличие (что неудивительно, т.к. благодаря блестящему самообразованию, он вполне мог бы работать профессором еще до поступления в университет). Несколько ведущих западных университетов ему уже предлагали поступить в аспирантуру с высокой степиндией, но он по ряду причин не может и не хочеть уезжать из России. В России аспирантура стоит бешеных денег; у моего друга сложилось такое впечатление, что российскому правительству нужны не настоящие ученые, а какие-то приблатненные жулики, способные уплатить около 100 тысяч долларов за получение диссертации.
tais_mill
Mar. 16th, 2008 01:10 pm (UTC)
аж страшно
судя по сегодняшним школьникам, подобная система образования уже начала приносить свои плоды. тем не менее, я не думаю, что те учителя, которые проработали в школе 20, 30, 40 лет, сейчас будут круто менять свое отношение к ученикам, "идти по головам" своих коллег, и вдалбливать детям в головы то, что сами не считают нужным вдалбливать. плюс в любой школе есть учителя, без страха могущие пойти против системы. пока они есть, то и надежда на не сильно темное будущее нашего образования есть.
shraibman
Mar. 16th, 2008 01:36 pm (UTC)
Re: аж страшно
Остается только надеятся на Вашу правоту
mbpolyakov
Mar. 16th, 2008 06:01 pm (UTC)
Просто кошмар. В самом деле будет у нас как в Германии. Я тоже у себя в дневнике писал несколько раз об образовании. http://mbpolyakov.livejournal.com/34383.html
http://mbpolyakov.livejournal.com/31766.html
Не знаю, надо что-то делать... Как говорил Лев Толстой, "если дурные люди объединяются для совершения злых дел, то и добрые должны объединяться, чтобы противостоять им".
Воровская у этих людей - у фурсенок и кудриных мораль, воровская. человек человеку волк, "надо идти по головам" и проч. Если медведь попал в посудную лавку, то на аркан его и метлой... а тут тот же медведь и что?.. Уже возмущение переходит все рамки.
Завтра будет закон божий в школах и четырехклассовое обучение, только чтобы научиться прислуживать господам.
shraibman
Mar. 16th, 2008 06:31 pm (UTC)
У нас будет хуже, чем в Германии. Немцы были не дураки, и при Гитлере в стране развивалась наука и техника, не смотря на некоторые завиральные идеи и проекты фюрерские. У нас будет так, как они планировали НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.
(no subject) - mbpolyakov - Mar. 16th, 2008 06:41 pm (UTC) - Expand
allanrannu
Mar. 16th, 2008 06:21 pm (UTC)
Убивать надо за такие программы, опять рабов хотят из наших детей сделать!
shraibman
Mar. 16th, 2008 06:33 pm (UTC)
К сожалению реальность такова, что эти проекты скорее всего будут реализованы. Сознательное снижение уровня образования + православные батюшки с законом божиим.
А на выходе получим конечным продукт - неуча и ксенофоба.
(no subject) - allanrannu - Mar. 16th, 2008 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Mar. 16th, 2008 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shraibman - Mar. 16th, 2008 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - allanrannu - Mar. 16th, 2008 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olegarch - Jul. 25th, 2008 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - allanrannu - Jul. 25th, 2008 11:35 am (UTC) - Expand
mbpolyakov
Mar. 16th, 2008 08:52 pm (UTC)
Сделал ссылку на Вас у себя http://mbpolyakov.livejournal.com/34594.html
olegarch
Jul. 25th, 2008 06:44 am (UTC)
Дааааа... Прочел с ужасом. Сам КТН, преподавал в ТРТУ (www.tsure.ru). Это просто невообразимо, я всё это видел, еще на заре оболванивания, но не думал, что дойдет до такого. Кошмар. :(
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

shraibman
shraibman

Latest Month

June 2016
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com